Автор: протоиерей Борис Балашов
С точки зрения материализма (марксизма), усиленно насаждавшегося в нашей стране, добро – это морально-этическая категория, в которой выражается нравственная оценка поведения людей (групп, классов), а также социальных явлений. Под добром здесь понимается то, что общество или класс, позиция которого выражается, считает нравственным, достойным подражания.
С точки зрения традиционной русской культуры, добро – это благо, все, что честно и полезно, что требует от нас долг человека, гражданина, семьянина. Добро противоположно худу и злу. (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка). Поэтому и доброта понимается как добродушие, доброжелательность, наклонность к добру, то есть как качество человека.
Таким образом, мы сталкиваемся с разным пониманием добра. В одном случае рассматриваются интересы группы людей или общества. В другом случае человек понимается как образ Божий, а источник и абсолютный критерий добра – сам Бог.
В человеке доброта – это совокупность качеств, отражающих свойства Божии в человеческой душе. Однако, поскольку человек находится в состоянии согрешившем, этот светлый образ Божий в нашей душе нуждается в очищении и освящении, т.е. в духовном возрастании. И в этом духовном возрастании до Бога у человека нет ограничивающих пределов.
Христианская жизнь требует от человека рассудительности в мыслях, чувствах и поступках. С одной стороны, помочь человеку и не отказать в просьбе – дело благое. С другой стороны, бездумное исполнение всех просьб нередко может привести к неблагоприятным последствиям. Так, можно дать денег голодному на еду или пьянице на бутылку, одежду бедной семье или нож разбушевавшемуся хулигану. Во всех этих случаях мы исполним просьбы людей, но не все эти действия принесут пользу другим. А значит и оценка наших поступков Богом тоже будет разная.
Фото: Елена Костина