• Расписание богослужений

logo


  • Благочиние
    • Храмы благочиния
    • Духовенство Клинского благочиния
    • Новомученики и исповедники Клинские
  • Храм
    • Расписание богослужений
    • Духовенство храма
    • О настоятеле
    • Приходская жизнь
    • История храма
    • Архитектура храма
  • Образование
    • Воскресная школа онлайн
    • Воскресная школа
    • Православная гимназия «София»
    • Богословские курсы
    • Электронная библиотека
    • Проповеди
  • Медиацентр
    • Телепередача «Дорога к храму»
    • Издательство «Христианская жизнь»
    • Книги издательства «Христианская жизнь»
    • Газета «Клин Православный»
  • Вопросы священнику
  • Православный календарь
  • Контакты


Смысл земной жизни

28 августа 2008 г.

Автор: протоиерей Борис Балашов

Человек рождается на земле, живет определенное время и умирает.

Часто случается так, что люди достигают очень хорошего материального положения, высоких ступеней карьерной лестницы, славы, общественного признания, и при всем том кончают жизнь самоубийством, спиваются и разочаровываются в жизни. Почему? А потому, что, если всё, что делаешь, строишь и имеешь, кончается разрушением и смертью, то какой во всем этом смысл? Я говорю именно о СМЫСЛЕ, а не о целях, которые мы можем ставить, достигать или не достигать.

«А со мной-то что будет? — задумываемся мы. — Кусок земли и лопух на могиле? И это всё?»

С тех пор, когда Бог воплотился, умер по плоти, сошел во ад душой и победил его, воскрес, вознесся и основал Свою Церковь, что же теперь происходит с душой человека после смерти?

Мы видим, что православные христиане и неверующие люди совершенно по-разному относятся к смерти. Неверующие люди не то, что говорить о смерти, но даже и думать подчас о ней боятся.

Иное отношение к жизни и смерти у христиан. Светлая музыка заупокойного кондака вызывает уныние у неверующего и согревает верующие сердца: «Со святыми упокой (дай мир вместе со святыми), Христе, душу раба Твоего, идеже (где) несть (нет) болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». Только Вечная Жизнь и делает земную жизнь осмысленной, потому что христианин живет не для смерти, а для жизни.

Для верующей души Христос — воскресение, жизнь и покой в Вечном Царстве Божией любви.

Христианское понимание жизни и смерти не вытекает из анализа окружающей нас действительности и не добыто эмпирическим путем. Оно — Откровение Бога людям о том, что такое Настоящий Человек.

Это Откровение — сокровищница христианской мудрости и силы, побеждающей саму смерть. Человек, даже далекий от Христианства, способен эти истины ощущать, просто ему часто кажется удобным для себя многое не видеть. Это его право.

В Божие Царство ничто скверное войти не может. Христианская вера — это та основа, на которой только и может происходить чудо — очищение души человека.

Для христианина важно то, что все, совершаемое в земной жизни, имеет вечный смысл, ведь и тело воскреснет в момент Второго Пришествия Христова. Но в радость телесного воскресения войдут именно те, кто были Христовыми на земле. Спортсмены получают награду за хорошо пройденную дистанцию, а ученики Христовы в Царстве Небесном получают великую награду в Вечной Жизни.

Человек, обновленный в таинстве Крещения и строящий жизнь на вере Христу, живет для вечной радости: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь… Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5, 24, 28-29).

Смерть — это не конец всего, а завершение земного этапа пути и начало нового пути, но уже вечного. Древние христиане называли день смерти верующего человека днем рождения для вечности. Особенно ярко это видно на примере жизни Божией Матери. Церковный богослужебный год, начинающийся с 1 сентября (по старому стилю), завершается последним днем августа (по старому стилю). Первым великим праздником богослужебного года является Рождество Богородицы, а последним, итоговым — Успение Божией Матери. Весь церковный год являет разные этапы жизни Пресвятой Девы: Ее Рождество, Благовещение, страдания у Креста, облагодатствование в Пятидесятнице, духовное возрастание и обожение в подвиге Своей жизни. Итог Ее земной жизни мы называем не смертью, а Успением, и отмечаем его как великий праздник, которому предшествует двухнедельный строгий Успенский пост, который символически изображает труды и духовный подвиг Пресвятой Богородицы. Именно событие Успения явило Божию Матерь великой Заступницей рода христианского и доброй Матерью всякой души, искренне преданной Ее Божественному Сыну.

Итогом человеческой жизни должна стать святость. Святость учеников Христовых показывает путь к святости человека, и наиболее ярко эта святость видна в Божией Матери. Во время молитвы в церкви мы обращаемся к Ней: Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим… Она — Богородица — стала выше всех Сил Ангельских.

В чем же тайна Ее святости? Только ли в том, что Бог поручил Ей стать Матерью Своего Сына, дать Сыну Божиему человеческую плоть? Не только. Тайну Пречистой Девы приоткрывает нам Евангелие: мы находим в нем объяснение, как Она, поистине райский человек, достойный такого глубинного личного общения с Богом, достигла той высоты, на которой явился первозданный человеческий образ. Когда в Евангелии говорится о словах и действиях Иисуса Христа, то указывается, что Божия Матерь сохраняла все слова сии в сердце Своем (Лк. 2, 51). В Богородичные праздники на Литургии мы слышим из Евангелия такие слова: Одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! Христос же ответил: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 27-28). Вот в чем великая тайна приближения к Богу — слушать слово Божие — Евангелие, слагать Его святые слова в своем сердце, жить ими и исполнять их, как это делала Пресвятая Богородица!

Выше родства телесного является родство духовное, которое основано на слышании и исполнении слова Божия. Человек, вникающий в слова Божии и исполняющий их, становится Христу близким, родным. Таким человеком всегда была Божия Матерь, родная Ему не только телесно, но и духовно.

Приняв веру в Евангелие, став членом Церкви, душа Богородицы расцвела прекрасным цветом. Поэтому и конец Ее земного жития мы называем не смертью, а Успением. Она уснула здесь, чтобы пробудиться там, в Жизни Вечной.

Божией Матери заранее было возвещено о Ее кончине, и Церковь свято верит в то, что Сам Христос принял Ее душу в Свои объятья. Когда после погребения Богородицы прибыл с опозданием на три дня апостол Фома, не успевший к погребению, открыли гроб — пещеру в Гефсимании, где было погребено тело Божией Матери, и… гроб оказался пуст. Все недоумевали, не понимая, что произошло, и вот, небо как бы раскрылось перед ними, и они увидели Пресвятую Богородицу с собором Ангелов и святых и услышали дивное пение. Обращаясь к ученикам Христовым, Она сказала: Я с вами во все дни.

Богородица — член Христовой Церкви, поэтому через Христа Она — родная всем нам. В общении с Богом Пречистая Дева смогла достигнуть вершины святости. Это путь, которым должны идти мы все. Благодать Божия помогла Ей бороться со всякими нечистыми помыслами. Поможет она и нам. Благодать Божия помогла раскрыться Ее душе в удивительной красоте. Поможет она и тому, кто будет у Нее этому учиться.

Успение Пресвятой Богородицы — великая радость для христиан, потому что мы празднуем победу жизни над смертью, победу святости над грехом. Пречистая Дева Мария достигла вершины святости в единении со Своим Творцом и величайшей христианской высоты, обновившись Духом Святым. Переход Божией Матери в мир райский показывает, для чего мы живем, куда идем. Для нас, земнородных и грешных, утешение и ободрение в том, что этот путь уже пройден не только Христом, но и Божией Матерью и святыми Божиими. Господь поможет идти этим путем всякому, кто захочет откликнуться на Его Любовь.


Просмотров: 16

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ

  • Видеосюжеты
    • Телепередача «Дорога к храму»
    • Программа «Малая лепта»
    • Программа «Русское сердце»
    • Выбор редакции
  • Новости благочиния
  • Проповеди
  • Статьи
    • Как мы веруем
    • Духовное просвещение
    • Из церковной жизни
    • Здоровье душевное и телесное
    • Литература, искуcство
    • Осторожно: секты
    • От иллюзий к реальности
    • Семья
    • Церковные праздники
    • Церковные таинства
    • Церковь и общество
  • Вопросы священнику

КНИГИ НАШЕГО ИЗДАТЕЛЬСТВА

АКТУАЛЬНО

  • Свободна ли воля человека?
  • О прейскурантах и пожертвованиях
  • Гражданский брак: разве плохо, что мы любим друг друга?
  • Бог-Любовь и существование зла в мире
  • Жить по воле Божией
  • Как для святого может быть приемлемо убийство?
  • О правильном отношении к смерти
  • Жизнь с ребенком-инвалидом
  • Благословляет ли Церковь войну?
  • Является ли грехом обращение к целительнице?
  • Привороты
  • Что такое святость и достижима ли она?
  • О пастырском окормлении женщин, совершивших аборт
  • Символика цвета богослужебных облачений

RSS ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

  • Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с разрушительным землетрясением в Турции и Сирии 06.02.2023
  • Иерархи Русской и Сербской Церквей приняли участие в престольном празднике кафедрального собора в Мюнхене 06.02.2023
  • Братство православных следопытов проводит акцию поддержки воинов — участников СВО 06.02.2023
  • 11 февраля в Общецерковной аспирантуре пройдет день открытых дверей 06.02.2023
  • В день памяти блаженной Ксении Петербургской глава Санкт-Петербургской митрополии совершил Литургию в Смоленском храме Северной столицы 06.02.2023

Поиск по сайту


Расписание богослужений


 by uTema.ru