Автор: протоиерей Борис Балашов
Православная Церковь 14 сентября по новому стилю (или 1 сентября по Юлианскому календарю отмечает церковное новолетие). За время богослужебного церковного года проходят 2 круга церковных праздников — подвижных и неподвижных, 2 круга евангельских чтений. Все они имеют свою логическую последовательность. Мы сейчас не будем подробно говорить о церковном календаре. Но отметим некоторые вехи.
С сентября начинается исчисление церковных праздников. В Ветхом Завете начало дней считали с вечера. По сути ведь утром и днем раскрывается и развивается то, что началось ночью либо вечером. Завершилось буйное лето, осень подводит итоги года. Зимой природа некоторым образом отдыхает, набираясь сил для рассвета весной и летом. Так и церковный богослужебный год начинается с того, что Ветхий Завет как бы подводит свои итоги: именно в сентябре и в осенние месяцы празднуется память многих святых Ветхого Завета.
Конечно, самое высокое и святое, что дал Ветхий Завет — это Божия Матерь. Начало Ее жизни — в Ветхом Завете. Родители — ветхозаветные праведники Иоаким и Анна — дали Ей жизнь. Божия Матерь соединяет Ветхий Завет с Новым. Она родилась в ветхозаветное время, воспитывалась в ветхозаветном храме и взяла из этой религии все самое лучшее и самое светлое. На этом фундаменте вырастает Новый Завет, потому что именно Ее — Деву Марию — Бог избрал стать Матерью Своего Сына. И вот, на фоне событий жизни Божией Матери проходит церковный год. Начинается он с Ее Рождества — это первый великий праздник в сентябре месяце. А последний праздник церковного года в честь Божией Матери — Успение — завершение Ее земного пути, переход в мир Небесной Славы, в Царствие Небесное. Это путь от Ее рождения до вершины человеческой святости. Вот основной богослужебный круг.
Цель церковных праздников — показать, для чего человек живет, как он может раскрыться в христианстве, какой святости в союзе с Богом он может достичь, а в итоге — победить смерть души и тела. И это не случайно, ведь цель церковной жизни — преображение человека.
После воспоминания праведников Ветхого Завета Церковь раскрывает нам явление Христа в мир: Его Рождение, учение, страдания, смерть и Воскресение. Итог Воскресения — Сошествие Святого Духа, когда Церковь родилась и приняла Божию силу. Через неделю после этого события начинается Петров пост, который ведет к празднику святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Пост показывает, что когда люди прикладывают усилия, чтобы волю Божию исполнять, тогда они исполняются даров Святого Духа. Вместе с Богом христиане совершают подвиг своей жизни, который ведет их к славе и бессмертию. Та же мысль, только выраженная более сильно, — в празднике Успения Божией Матери и Успенском посте. Он начинается через месяц после Петрова дня, по строгости равен Великому посту.
Церковь живет и развивается в течении двух тысячелетий. Постепенно она выработала свой календарь, который дает систему христианской жизни. И эта система выработана очень мудро: сочетание цикла праздников на фоне жизни Божией Матери, праздников, неподвижных по числам — с подвижными праздниками. Церковь живет своей духовной жизнью независимо от того, какой строй, какие государство и правительство. Политики приходят и уходят, а люди остаются.
Церковь пережила много — и рабовладельческий строй, и феодальный, и капиталистический, и социалистический и вошла в 21-й век. Задача Церкви — не производство и не экономика, а человек. Человек — всегда человек, тысячу лет назад или сейчас. Меняется контекст его жизни, а он сам остается тем же. Вот Церковь человеком, его духовной жизнью и занимается. Поэтому задачи Церкви не изменяются от перемены курса правительств, границ государств или общественного строя. Мы не претендуем на государственное признание всех наших праздников. Гражданский новый год менялся многократно. Когда он только не отмечался: и в сентябре, и в апреле, и в марте, потом 1 января по старому стилю, сейчас — 1 января по новому стилю. Государство вправе устанавливать начало нового года когда хочет, это в его власти. Церковь признает то, что делает государство, признает государственный новый год, понимая, что это условная точка отсчета и она имеет значение в том смысле, что Господь дал нам еще один год жизни. Но это не может побудить ломать нашу духовную жизнь, ломать то богослужебное устроение, которое есть в Церкви. А то, что система исчисления, по которой служит и молится Церковь — разумная, говорит и то, что ритм жизни учащихся ведет отчет также с сентября.
Что мы хотим сделать в Клинском благочинии в новом учебном году? Мы также набираем группы в воскресную школу, как для детей, так и для взрослых. С 28-го сентября начался учебный год в нашей воскресной школе. В гимназии все идет по графику.
Тут ничего принципиально не меняется, появился еще один класс в гимназии — вот и хорошо. Меняется другое — кто-то получил уже образование и может больше сделать полезного. Кому-то интересно познать для себя и открыть новое в духовной жизни. Статики нет. Все в движении, живой организм всегда живет и движется. Церковь — живой организм, в ней всегда что-то происходит, кто-то подходит к финишу дистанции, кто-то только начинает свой путь. Кто-то раньше духовно спал, а теперь его начинает все интересовать и он пробуждается. Это закономерный процесс, который мы здесь, по крайней мере, с 1988 года наблюдаем. Конечно, мы сейчас не ожидаем таких больших групп воскресной школы взрослых, какие были в первые годы. Потому что уже большое количество людей, которые хотели узнать об основах веры, уже это сделали. Девятнадцать лет прошло с начала духовной образовательной деятельности в благочинии. Новые люди духовно пробуждаются, начинают интересоваться христианством. Это естественный процесс. Те, кто начинает ходить в церковь, хотят познать свою веру, понять Бога, лучше понять себя, узнать, куда идти в жизни и как лучше это делать.
Хочется немного сказать и о деятельности нашего издательства «Христианская жизнь». За годы его работы было выпущено немало интересных книг. Для людей, изучающих основы Православной веры и основы Христианства, особенно полезны будут: «Христос и мы» (выпущена в 2007 г.), «На камне и на песке» (выходит в ближайшее время) и серия учебных пособий «Основы Православной веры» (готовится к печати).
Понятие «верующий» — очень широкое. Оно включает в себя и уже воцерковленных людей и тех, кто пытается разобраться в вере и ищет Бога. Существуют разные группы верующих. Например, люди, готовящиеся к Крещению. Они — тоже верующие, просто еще не полноценно христиане. Это как жених и невеста — семьи еще нет, но она уже рождается в их дружбе и любви. Так же и в Церкви.
Мы стараемся помочь человеку определиться, где ему лучше учиться: в воскресной школе или на богословских курсах. Ведь если человек приходит с абсолютного нуля, безнадежно учиться на богословских курсах, потому что это образование предполагает уже определенный уровень понимания христианской жизни. Богословские курсы — это уровень более высокий, чем воскресная школа. На этих курсах человек пытается глубже понять богослужебный и богословский язык Церкви и многое другое. Надо пройти большой путь в своем духовном развитии с самого начала. Это может быть и самообразование, и воскресная школа, у всех по-разному. В любом случае, если есть желание учиться вере, следует подойти к нам — к кому-либо из священников Скорбященской церкви — и посоветоваться.
Фото: Ю. Павлюк