Автор: Митрополит Антоний Сурожский
Приведу слова апостола Павла: «Жизнь для меня — Христос, а смерть — приобретение». В другом месте он говорит: «Для меня умереть не заключается в том, чтобы совлечься, сбросить временную жизнь, а облечься в вечную» (см. 2 Кор. 5, 4).
Фото: Ю. Павлюк
Если мы будем искать духовной жизни, то мы должны искать того же и перед лицом смерти. Пока мы смерти боимся, пока мы надеемся отстранить, отодвинуть как можно дальше момент нашего умирания, мы не можем приобщиться словам апостола Павла, мы не можем сказать вместе с Церковью и Святым Духом: «Гряди, Господи Иисусе, и гряди скоро!» И этим мы можем измерить наше несоответствие званию верующего в Господа Иисуса Христа. Когда отцы Церкви говорят: «Имей память смертную», — они не говорят: «Бойся смерти», они не говорят: «Живи под постоянной угрозой смерти»; они говорят: «Только если ты будешь помнить, что в любой момент может настать смерть, только тогда жизнь получит всю свою глубину, всю рельефность, всю красочность, только тогда каждое мгновение станет решительным и решающим». Я уже говорил, но повторю: если бы кто-либо из нас вдруг узнал, что через несколько мгновений сидящий около него человек будет лежать мертвым — как бы он о нем эти последние мгновения заботился; как бы он следил, чтобы не отравить его душу гнилым словом, не омрачить его ум темной мыслью, не поколебать его волю, направленную к жизни, а не к смерти вечной! Как бы мы относились друг к другу, если бы сознавали, что слово, которое я сейчас произношу, может быть моим последним словом, и действие, которое я сейчас совершаю, может быть моим последним действием: «В чем застану, в том и сужу…»
Последнее слово, последнее действие может быть как бы итогом всей жизни.
Как бы мы жили глубоко, стройно, трезво, благоговейно, ответственно, любовно, если бы жили в сознании, что смерть за плечами, но без страха: ожидая ее открытым, тоскующим по ней сердцем, ожидая ее, как юноша ожидает свою невесту. Ожидая ее — но пока она не пришла, вырастая в ту меру, в которой смерть нас должна застать, чтобы перед нами распахнулись врата Вечной Жизни; сознавая, что мы в эту Жизнь войдем только вратами смерти, и тогда раскроется перед нами Вечность, которая есть Сам Господь; сознавая, что мы встаем перед лицом Спасителя Христа, что тогда, может быть, мы скажем, как апостол Павел: «Смерть — приобретение».
Но как бы нам не пришлось сказать: «О, ужас! Теперь поздно…» Не поздно быть любимым, не поздно быть прощенным, не поздно жизнью явить Богу свою любовь, людям проявить любовь, войти уже на земле в строй Вечной Жизни.