Image

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел

Автор: протоиерей Борис Балашов

Апостол Петр был рыбаком, а апостол Павел — ремесленником с хорошим религиозным образованием. По-разному они жили. Апостол Петр имел семью, и жена была верной его спутницей в проповеди слова Божия у разных народов. Павел не был женат. По-разному они пришли ко Христу. Петра ко Христу привел его брат Андрей, которого Господь первым призвал на апостольство. До своего призвания апостол Андрей был учеником святого Иоанна Крестителя, но когда услышал его слова об Иисусе Христе: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29), то нашел брата своего Симона и сказал ему: Мы нашли Мессию, что значит: Христос (Ин. 1, 41). И привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) (Ин. 1, 42). Слово кифа — еврейское, соответствует греческому петр — камень. Узнав в Иисусе Христа Сына Божия, Петр всем своим горячим сердцем полюбил Его.

Был в духовной биографии Петра и страшный момент отречения от своего Божественного Учителя. Перед страданиями Христа, на которые Он шел добровольно, зная все наперед, Петр поклялся Ему в верности даже до смерти: Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь (Мф. 26, 33). Но вот настала трудная минута, и Петр испугался признаться перед иудейскими начальниками, что он ученик Христа, и трижды отрекся от Него. Придя же в себя, он заплакал горько и ушел со двора.

Петр каялся в этой минутной слабости и отступничестве всю жизнь и принес достойные плоды покаяния — горячую проповедь спасения от греха в Иисусе Христе. Своей твердой верой он всегда был опорой и поддержкой всех апостолов, всех христиан. Много потрудился для проповеди и распространения спасительного благовествования святой апостол Петр и жизнь свою окончил мучеником в Риме в 67-м году от Рождества Христова. Когда его осудили за проповедь Евангелия и исповедание христианства на казнь на кресте, он просил, чтобы его распяли головой вниз, так как считал себя недостойным быть распятым так, как был распят Господь.

Иным был путь ко Христу святого апостола Павла. До принятия христианства он носил имя Савл, был ревностным фарисеем — ревнителем иудейских законов. Фарисеи считали, что спасутся, оправдаются перед Богом не милосердием и любовью, а исполнением множества мелочных предписаний Закона и предания «старцев».

Савл принимал активное участие в преследовании христиан, думая, что тем угождает Богу. Вот что говорится об этом в книге Деяний апостольских. Когда иудеи побивали камнями святого первомученика и архидиакона Стефана, они положили свои одежды у ног юноши, именем Савла (Деян. 7, 58). Савл же одобрял убиение его (Деян. 8, 1). Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3).

Более того, Савл, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь (Деян. 9, 1-5).

С того времени Савл совершенно переменился. Об этой перемене свидетельствует и перемена имени — его стали называть Павлом. И опять мы видим пример удивительно глубокого и пламенного покаяния, приносящего достойные плоды. Он не просто жалел, что прежде гнал Церковь Христову, но всем сердцем возлюбил Христа и стал апостолом языков, то есть апостолом, просветившим другие народы, пребывавшие в то время во тьме язычества. Не жалея сил, он ходил, ездил, плавал, посетил множество городов и стран, всюду возвещая Евангелие и устраивая церкви Христовы — христианские общины. Он обошел почти всю огромную Римскую империю от Сирии до Испании и проповедовал даже за ее пределами, в частности в Аравии. Апостол несколько раз тонул, но по его молитве все бывшие на кораблях спасались; его кусали ядовитые змеи, но смертельный яд силой Христовой не причинял ему вреда. Много раз его почти до смерти побивали камнями за проповедь о Христе, несколько раз он сидел в темнице. Наконец, в 67-м году он принял мученическую кончину в Риме — был усечен мечом.

Святые апостолы трудились так, как не по силам трудиться человеку, потому что с ними был Бог, а с Богом человек может все. И в этих трудах и скорбях апостолы были необыкновенно счастливы, потому что они любили Бога и людей и творили дело Божие — проповедовали Евангелие для спасения рода человеческого от греха и вечной смерти для обретения Жизни Вечной.

Христиане — это ученики Христовы. Кто не идет за Христом, не любит Его всем сердцем, не молится Ему, не положил Евангелие в основу своей жизни и не старается выполнять заповеди Христовы о любви к Богу и людям, тот не ученик Христов, тот не христианин. Если мы не смогли, не сумели еще стать настоящими христианами, это беда поправимая. Главное — решиться пойти за Христом и жить по-христиански. Многие люди сейчас духовно гибнут, но думают о себе очень высоко, считая себя примерными христианами. Своих грехов такие люди не видят, зато за другими все мелочи замечают. Если в сердце нет любви к Богу и к людям, нет в душе и небесного мира. Если мы не стараемся жить по вере, то в нашем сердце пока нет Христа.

Евангелие — радостная весть о спасении рода человеческого. Именно оно указывает нам путь к спасению, вразумляет, подает помощь и великую небесную радость. В Евангелии можно найти ответы на все вопросы жизни, потому что это не обычная книга, а особая, благодатная, богодухновенная. Евангелие понимается не сразу, а постепенно, по мере того, как человек учится исполнению заповедей Христовых. Смысл нашей жизни в том, чтобы Евангелие сделалось нашим сердечным устроением, чтобы в нашем сердце поселился Христос.

Дорогие братья и сестры во Христе! Как и святые апостолы Петр и Павел, отдадим свое сердце Богу, потому что Он — любящий нас Отец.

Из книги протоиерея Бориса Балашова «На камне или на песке?». Клин, «Христианская жизнь», 2009


Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
Святые первоверховные апостолы Петр и Павел — Клин православный