Image

История Петрова поста

Автор: диакон Иоанн Иванов

Предстоящий летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.

Установление Петрова поста относится к первым временам Христианской Церкви. Он заповедуется уже в «Наставлениях апостольских» (Дидаскалия, глава 33.): «О том, что не подобает, чтобы кто-либо на Пасху вкушал что-нибудь раньше часа, который установлен для еды. Никто на Пасху пусть не вкушает до причащения. Ибо кто так поступает, тому пост не засчитывается. Беременная же женщина или больной, который не может два дня поститься, пусть постится по необходимости в субботу, довольствуясь одним хлебом и водой. Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня [Пасхи], то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы… Пост переносится на второй месяц, и кто должен поститься, пусть сделает это в действительности». Пост Пятидесятницы известен по свидетельствам отцов раннехристианской Церкви — Ипполита Римского, Афанасия Великого, Амвросия Медиоланского, Льва Великого и Феодорита Кирского. Изначально пост никак не связывался с апостолами, а считался компенсаторным, то есть те, кто не смог поститься перед Пасхой, имели возможность выдержать пост по окончании праздничного ряда (от Пасхи к Троице).

О церковном установлении этого поста Пятидесятницы упоминается и в Постановлениях Апостольских (IV в.): «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу; а после нее одну седмицу поститесь; ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления». Вероятно, в это время существует уже фиксированный пост Пятидесятницы, возможно для христиан-ревнителей, к которому присоединялись и те, кто по различным причинам не мог поститься перед Пасхой.

Особенно этот пост утвердился после строительства императором Константином Великим храмов в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в двух центрах: в Константинополе и в Риме. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю — 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Со временем пост Пятидесятницы приобретает наименование «апостольский», «петропавловский», «петровский». С V-VI вв. пост удлиняется благодаря сирийской традиции, которая распространяется по всему христианскому Востоку. В конце I тысячелетия пост длится от воскресенья Недели всех святых до дня святых Петра и Павла.

В Православной Церкви в течение многих столетий утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Пост в период между Пасхой и Пятидесятницей был бы неуместен, т.к. осмысляется как некая целостность, отмеченная радостью о Воскресшем Господе, а затем о пришествии Святаго Духа. Однако и память об апостольском посте перед Пятидесятницей не могла исчезнуть, и, следовательно, она могла переместиться на период после Пятидесятницы.

Святой папа Лев Великий (V в.) именно так и объясняет значение поста после Пятидесятницы: «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провожали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований… нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Фото: Татьяна Сазонова


Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
История Петрова поста — Клин православный