Композитор А.Д. Кастальский: к 160-летию со дня рождения

Автор: священник Анатолий Трушин

 «Пока жив Александр Дмитриевич, жива русская музыка: он владеет русским голосоведением
и доведет свое уменье до высшего мастерства» (Из воспоминаний Н.А. Римского-Корсакова)

А.Д. Кастальский

Александр Дмитриевич Кастальский родился 16 (28) ноября 1856 г. в се­мье московского священника и ма­гистра богословия Димитрия Ива­новича Кастальского1. В семье Кастальских было девять детей, пятеро из которых были маль­чиками. Но никто из сыновей священника Димитрия так и не пошел по стопам своего отца: четверо пошли по технической линии, а Александр решил посвятить себя музыке и поступил в Московскую консерваторию.

Из воспоминаний самого Александра Кастальского мы знаем, что особой тяги к знаниям, да и к самой музыке у него в детстве не было: «отец, не замечая за мной особого влечения к музыке, поместил меня во Вторую московскую гимназию, где я учился с грехом пополам. Но моя мать, бойко игравшая на фортепиано, а в юности певшая и регентовавшая в институтском церковном хоре, вероят­но, заметила во мне некоторое музыкальное дарование, так как пробовала учить меня на фортепиано и заставляла петь варламовские и гурилевские романсы и песни. Один из моих многочисленных дядей, большой любитель народных песен, просвещал и меня по этой части. Если прибавить посещение церковных служб с певчими (помню начало одного пас­хального концерта, где басы начинали: «Днесь усяка плоть веселится…») да колокольный звон, – то этим, кажется, и исчерпывались мои музыкальные впечатления и художественное образование в период 8–18-ти лет. Помню, я что-то пилил на двухрублевой скрипке, ду­дел в какие-то дудки; любил играть на гре­бенке, натягивая на нее бумажку (под руко­водством вышеупомянутого дяди), а также неизменно таперствовал по слуху на семейных вечеринках. Пробовал и сочинять (что — хо­рошо не помню), причем необходимые тео­ретические сведения почерпал из какого-то старинного отцовского энциклопедического словаря. Но эти занятия были так, между про­чим: я увлекался химией, чтением сельскохо­зяйственных книг и, по окончании гимназии, собирался поступить в Петровскую сельскохо­зяйственную академию.

Поворот на музыкальную дорогу про­изошел совершенно неожиданно: одному из консерваторских преподавателей, П.Т. Коневу, случилось как-то в гостях услыхать мою им­провизацию на фортепиано (1874 г.). Он стал склонять меня к поступлению в консервато­рию, часто зазывал к себе, играл мне Бетхове­на, Шопена, Шумана, заставлял меня прелюдировать за фортепиано и… я поверил в свои музыкальные способности2».

В период с 1876 по 1881 гг. Кастальский учился в Московской консерватории3. Тео­рию музыки он проходил под руководством П.И. Чайковского, Н.А. Губерта и С.И. Танеева. Но, несмотря на консерваторские уроки, Александр Дмитриевич по большей части за­нимался самообразованием. Из его автобио­графии мы знаем о том, что и музыка была ему не особо в радость: «Не скажу, чтобы я че­ресчур увлекся музыкой, поступив в Москов­скую консерваторию (1875 г.). Мои дарования никем, кроме Конева, особенно замечены не были, да и сам я проходил курс не борзо, одо­левая науку не без труда; не прочь был при случае и увильнуть от уроков (ходить в кон­серваторию приходилось пешком и далеко, иногда по два раза в день). Фортепианными упражнениями надоедал домашним. Помню, одно лето перенесли мою рояль в садовую бе­седку; погода стояла жаркая, и я упражнялся, наливая себе за ворот воды для прохлады.

Мое музыкальное развитие заключалось, главным образом, в слушании симфониче­ских концертов и репетиций к ним; помогал в оркестре, играя в группе ударных. Зараба­тываемые уроками небольшие деньжонки я нередко тратил на покупку партитур исполня­емых сочинений. Изучал «Руслана», симфонии Бородина, оркестровое «Садко» Римского-Корсакова, сборники песен Балакирева, Мельгунова. Думаю, что этим путем развил себя больше, чем консерваторскими задачами. К классикам особого тяготения не имел.

Припоминаю в этом же периоде хорошее исполнение хором Сахарова Литургии Чай­ковского, которая, при моем тогдашнем тяго­тении к бородинско-мусоргско-корсаковско- балакиревскому направлению, не произвела на меня особого впечатления. Вообще, в цер­ковной музыке был полным профаном, хотя и чувствовал эффекты хоровой звучности.

П.Г. Чесноков, А.Д. Кастальский, Н.М. Данилин в группе второго выпуска хорового подотдела. Май 1926 г.

Несколько позднее я имел счастливый случай познакомиться с образцовым веде­нием хорового дела, посещая репетиции хора Большого театра под управлением У.О. Авранека. И здесь, на спевках духовных концертов, впервые познакомился с Турча­ниновым, Есауловым, Львовым, концертами Бортнянского и прочим».

В 1883 г., вернувшись с военной службы из 3-й батареи 1-й гренадерской артиллерий­ской бригады имени Его Высочества Карла Прусского в Кремле, будущий композитор решил начать трудовую карьеру на ниве на­родного образования и отправился служить учителем в провинциальный город Козлов. Там он занимался музыкально-просветитель­ской деятельностью, преподавал в железнодо­рожном Техническом училище, организовал хор и оркестр из рабочих и служащих. Тогда же создал свои первые сочинения (дуэты для виолончели с духовыми инструментами, на­броски оперы «Мцыри», впоследствии унич­тоженные, и др.). В 1884 г. Александр вернулся в родную Москву и некоторое время зани­мался музыкой с рабочими Прохоровской Трехгорной мануфактуры – одного из самых крупных в те годы в России предприятий по производству тканей. В то же время он давал уроки музыки в московских городских шко­лах, делал различные аранжировки и руково­дил несколькими любительскими хорами.

С 1887 г. Александр Дмитриевич был при­глашён4 в Московское Синодальное училище церковного пения в качестве преподавателя фортепиано5. С 1891 г. Кастальский – испол­няющий обязанности помощника регента Синодального хора. В 1897 г. он становится помощником регента, с 1901 г. – исполняю­щим обязанности регента, а с 1903 г. – вторым регентом. Всё это время, до октября 1907 г., главным регентом и руководителем Сино­дального хора был Василий Сергеевич Орлов6. Кастальский же был руководителем хора с ок­тября 1907 г. по февраль 1910 г., когда его на этой должности сменил Николай Данилин. С этого же года Кастальский становится дирек­тором Московского Синодального училища.

Александр Дмитриевич попал в Сино­дальное училище и Синодальный хор накану­не их реформирования, целью которого было создание церковно-музыкального центра, призванного заниматься восстановлением и изданием древних церковных роспевов, обра­боткой их в духе русской церковной традиции и образцовым исполнением этих обработок. В стенах Синодального училища церковного пения Кастальский и сложился как родона­чальник нового направления в русской ду­ховной музыке, основанного на развитии древних обиходных роспевов и традиций народного пения. Но до того, как он смог сказать новое слово в деле обработок и гар­монизаций древних церковных песнопений и роспевов, им уже были предприняты пер­вые такие попытки. Однако эти пробы были найдены неудовлетворительными, так как в этот период7 главенствовало мнение С.И. Та­неева, что церковные мелодии надо не гармо­низовать, а контрапунктировать по образцу западных мастеров XV-XVI вв. Кастальский подобной техники не имел, хотя и пробовал иногда применять разные контрапунктиче­ские методы к православным песнопениям. Позже найденный подход Кастальского к об­работке древних церковных роспевов стал для большинства музыкантов бесспорен. Его со­чинения вдохновили многих композиторов на творческие поиски. В их числе был и Сергей Васильевич Рахманинов.

 Необычайно деятельный и умный, Ка­стальский сумел привести Синодальное учи­лище церковного пения в цветущее состоя­ние. Синодальное училище представлялось ему «единственной и совершенно оригиналь­ной народно-художественной музыкальной академией церковного и вообще хорового пения». В 1910–1913 гг. Синодальный хор по­корил Европу своим мастерством и красотой русского церковного пения. Итальянские газеты называли его концерты «праздником искусства».Неоднократно посещавший Москву церковный композитор протоиерей Михаил Лисицын писал: «Что такое Синодальный хор? Мне кажется, он прямое музыкальное во­площение Москвы и московского Успенского собора. Что он вырос из пения «попов» Успен­ского собора и представляет его культурное продолжение – это может видеть всякий. Зай­дите в Успенский собор к службе в будний день, и вы будете перенесены в XVII век. Вы услышите унисонное пение, украшенное под­голосками и случайно, как искры, брошенны­ми аккордами. Поют одни священники, все басы. Пение схоже со старообрядческим (там тоже XVII век), но есть и разница: нет той гну­савости, более чистое произношение. Но все же XVII век. Манера пения Синодального хора имеет корень тут. Творчество его корифея А.Д. Кастальского развилось из этого зерна. <.. .> Манера гармонизации у г. Кастальского подголосочная, безалаберность, по местам московская, как в живописной орнаментике Василия Блаженного. Точно снопы искр ме­чутся у него иногда звуки безалаберно, во все стороны, но в этом есть своя красота, свое единство».

Как теоретик музыки, Кастальский специ­ализировался в гармонии русской народной песни, особенно пристально – в последний, советский период своей жизни. Учёный на­стаивал на том, что звуковысотная система русской народной музыки самостоятельна, то есть независима от «школьно-композиторской практики» (по-видимому, следует по­нимать – независима от западноевропейской, классико-романтической практики компози­ции), что она «покоится на других, своих ос­нованиях и в устройстве звукорядов и ладов, и распределении каденций, и ритмической свободы, и её богатства, и расположении го­лосов, и гармонических созвучий, и манеры их соединения». При том, что Кастальский ка­тегорически отвергал самую идею западного влияния на русский музыкальный фольклор, он тем не менее анализировал тот же самый фольклор с применением категорий и терми­нов западноевропейской тональной гармо­нии, находя в русской народной песне «мажор с повышенной IV ступенью» (вместо лидий­ского), «минор с низкой II ступенью» (вместо фригийского) и т. п. Своё представление о «народной» музыкальной системе Касталь­ский стремился внедрить в преподавание, в виде особого курса «русской гармонии на народно-национальной основе».

После революции Кастальский, пытаясь спасти училище, идет к Луначарскому9 и даже находит у него понимание. Но его ставят перед выбором: либо полный развал училища (что произошло с Синодальным хором), либо перевод его в ведение Наркомпроса и, соответственно, реформирование. В 1918 г. учили­ще было преобразовано в Народную хоровую академию. Но церковной музыке Кастальский всё равно не изменил. В одной из своих статей 1918 г. он писал: «Помимо широкого изучения народной песни и музыки, тесно связанных с обиходными напевами, церковный художник должен быть хорошо осведомлен в русском народном искусстве вообще, чувствовать связь между различными его отраслями, уга­дывать цельность всего храмового искусства; должен знать подробности и архитектурного национального стиля (церковного в частно­сти) с его символикой, разбираться в школах и эпохах русской иконописи, ее идеях и во­площениях, отличать свое от наносного из­вне и во фресках, и орнаменте, и одеяниях, и утвари. Впитать в себя образцы словесного народного творчества, знать народный быт, обряды и прочее, словом, проникнуться иде­ями народности в широком объеме. В своей специальной области, помимо знания напе­вов, порядка церковных служб, устава, ритуа­ла, поэтического содержания богослужебных текстов, ему придется разбираться в вопросах церковно-художественных, различать церковно-музыкальные настроения, знать или, вернее, чувствовать, что соответствует хра­мовому искусству и что не подходит, словом, усвоить церковный стиль. Думается, что такой специальной подготовкой можно воспитать русских художников для нашей церковно-музыкальной нивы. Общеконсерваторское обра­зование при этом не только не будет помехой, но, напротив, поможет им ярче оттенить му­зыкально-национальные особенности цер­ковного стиля и вообще русского народного склада».

Пять лет спустя академию соединили с консерваторией, и жильцы Синодального дома стали ее преподавателями. Между тем, несмотря на всеобщее уважение людей, Алек­сандра Дмитриевича тоже начали притеснять и его «уплотнили» (в его квартиру въехали инженер и литератор, ее приходил смотреть рабочий, отец пятерых детей). Кастальский и его семья голодали, выручала лишь помощь Рахманинова из-за рубежа10. Благодаря этому «долларовому баловству», как говорил сам Ка­стальский, на столе иногда появлялся сыр и другие, ставшие деликатесными, продукты.

17 декабря 1926 г. Александр Дмитриевич Кастальский умер. До самой своей смерти Кастальский, прозванный в творческой среде «красным профессором», писал заказанные ему церковные песнопения. Под подушкой Кастальского было найдено последнее его сочинение, которое он писал уже будучи на смертном одре – «Во Царствии Твоем».

Вспоминая последние дни и отпевание ве­ликого композитора, музыковед Е.Н. Лебедева писала, что при одной из встреч Кастальский «сказал Данилину, но так, чтобы кроме него никто этого не мог слышать: «Ты меня от­пой». Тут же были и Наталья Лаврентьевна, и сын А.Д., но этого не слыхали. Данилин со­вершил положительно подвиг, исполняя волю покойного. Он первый пропел панихиду у гроба А.Д., позвал духовенство, пел заупо­койные сочинения Кастальского, провел все отпевание. И когда после отпевания понесли гроб к консерватории и затем к бывшему Синодальному училищу, квартире А.Д., то старые «синодалы» мощными голосами пели по улице «Святый Боже», пели почти до клад­бища с перерывами, и при опускании гроба в могилу раздавалась далеко «Вечная память». Словом, ученики сплотились у свежей могилы дорогого учителя на Новодевичьем кладбище и дали друг другу слово продолжать его дело, сплотиться и организовать музей его имени в его комнате».

Старший научный сотрудник Государ­ственного института искусствознания, кан­дидат искусствоведения Светлана Георгиевна Зверева следующими словами характеризует жизнь и творчество Александра Дмитриевича Кастальского: «Действительно, творчество

Кастальского не оставляет равнодушными тех, кто открыт к русскому музыкальному наследию и к русскому мелосу, поскольку Ка­стальский и роспев, Кастальский и русская музыкальная интонация – это синонимы.

Диапазон задач, которые ставил перед со­бой Александр Дмитриевич, очень широк. В его наследии есть сочинения, предназначен­ные для парадных и рядовых богослужений, для профессиональных и любительских хо­ров, для смешанных и однородных составов, для концерта и храма. Однако в духовно-му­зыкальном наследии Кастальского нет «об­щих» или слабых мест. Даже самые скромные задачи композитор выполнял безукоризненно и с великолепным чувством стиля».

Точное число работ Александра Дмитри­евича Кастальского не установлено. В начале XX в. было опубликовано и перечислено в каталоге П.И. Юргенсона 73 духовных хора. В начале XXI в. исследователи располагают сведениями уже об около 150 духовно-музы­кальных сочинениях и переложениях Касталь­ского.

***

Вниманию читателя мы предлагаем сочи­нение Александра Дмитриевича Кастальского «Милосердия двери». Мы же в свою очередь сделали переложение этого сочинения для мужского хора.

Это песнопение является не только об­работкой нескольких знаменных попевок, соединенных им в одно целое, но и одним из первых его удачных сочинений на церковно- музыкальном поприще, которое вошло в ре­пертуар многих церковных хоров. И именно это сочинение по выбору Степана Смолен­ского, который в 1901 г. был назначен на пост управляющего Придворной певческой капел­лой в Петербурге, «прозвучало перед святым праведным Иоанном Кронштадтским. Он пришел в величайшее умиление и горячо мо­лился, слушая «Милосердия двери» Касталь­ского11».

m1

 

  1. Получив степень магистра богословия за работу «О домашнем употреблении Библии у славян», Дмитрий Иванович в 1848 г. был принят на службу в Московскую духовную семинарию, где преподавал патрологию, логику, психологию, латинский и немецкий языки. В декабре 1851 г. митрополит Московский Филарет рукоположил его в священный сан и назначил священником Николаевской церкви при Московской духовной семинарии. С 1853 г. отец Димитрий служил в разных московских храмах и был верным помощником и сподвижником святителя Филарета. После его смерти отец Димитрий основал епархиальное женское Филаретовское училище. Открытие его состоялось в 1875 г. Известный московский священник, проповедник и духовный писатель, отец Димитрий окончил свои дни 26 ноября 1891 г., будучи настоятелем Казанского собора на Красной площади.
  2. Александр Дмитриевич Кастальский. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке.
  3. Завершил курс консерватории Кастальский уже много лет спустя экстерном — в 1893 г. в композиторском клас­се С.И.Танеева, сдав экзамен на звание свободного художника.
  4. Александр Кастальский поступил в преподаватели Синодального училища по рекомендации своего консерва­торского профессора Петра Ильича Чайковского. Несмотря на признание Кастальского, что он отнюдь не относился к самым прилежным ученикам Чайковского и «не прочь был при случае увильнуть от уроков», Петр Ильич безоши­бочно определил его дарование как талант духовного композитора.
  5. В последующие годы Кастальский вел также сольфеджио, контрапункт свободного стиля, музыкальные фор­мы, народную музыку, обычное пение, методику церковного пения, уставное пение.
  6. Василий Сергеевич умер 10 ноября (23 ноября) 1907 г.
  7. До 1890-х гг.
  8. Собственно говоря, Степан Васильевич Смоленский и являлся той путеводной звездой, которой и начал руко­водствоваться, после своих неудачных попыток обработок роспевов и песнопений, Александр Кастальский. Резуль­таты деятельности Смоленского в Москве превзошли все ожидания. В созданной им атмосфере громадного пиетета перед церковно-певческим наследием родилось композиторское направление, деятелями которого стали многие пре­подаватели и ученики Синодального училища.
  9. Анатолий Васильевич Луначарский (11 [23] ноября 1875 — 26 декабря 1933) — российский революционер, совет­ский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.
  10. Именно к С.В.Рахманинову обратился А.Д.Кастальский с просьбой найти ему место, чтобы уехать из России. В 1924 г. появилось предложение о работе преподавателем музыки в Антиох-колледже в штате Охайо, но Касталь­ский, к тому времени уже тяжело больной, не смог его принять.
  11. С.Г. Зверева. Александр Дмитриевич Кастальский: судьба церковного композитора на переломе эпох.

Список использованной литературы

  1. Асафьев Б.В. А.Д.Кастальский: Статьи. Воспо­минания. Материалы. М., 1910.
  2. Асафьев Б.В. [подписано Bas]. А.Кастальский. Духовно-музыкальные сочинения: Нотография. М., 1916.
  3. Беляев В.М. Основы народного многоголо­сия. М., 1948.
  4. Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Выпуск 1. М.: «Советский композитор», 1974.
  5. Зверева С.Г. Александр Кастальский: Идеи. Творчество. Судьба. М.: Вузовская книга, 1999.
  6. Зверева С.Г. А.Д.Кастальский // История рус­ской музыки: в 10-ти томах. Том 10А. М.: Музыка, 1997.
  7. Зверева С.Г. Александр Кастальский. Статьи, материалы, воспоминания, переписка. М.: 2006.
  8. Зверева С.Г. Александр Дмитриевич Касталь­ский: судьба церковного композитора на переломе эпох. Электронный ресурс.
  9. Кастальский А.Д. О моей музыкальной ка­рьере и мои мысли о церковной музыке. // Музы­кальный современник, М., 1915, №2.
  10. Кастальский Александр Дмитриевич. Му­зыкальный энциклопедический словарь. М.: Совет­ская энциклопедия, 1990.
  11. Компанейский Н.И. А.Д.Кастальский. По по­воду 4-го выпуска его духовно-музыкальных сочине­ний. // Русская музыкальная газета, М., 1902, №13-14.
  1. Липаев И. О концерте Синодального хора. // Русская музыкальная газета, М., 1898, №4.
  2. Особенности народно-русской музыкаль­ной системы. М. — СПб., 1923.
  3. Финдейзен Н.Ф. Синодальное училище цер­ковного пения в Москве. // «Русская музыкальная газета», М., 1898, №4.

Источник: www.mepar.ru


Последние новости

День трезвости в Клинском благочинии

11 сентября, в день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в храмах Клинского благочиния после…

Сен 14, 2024

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В новом выпуске программы «Дорога к храму» поговорим о православном школьном образовании. Гости студии: благочинный церквей Клинского округа…

Сен 7, 2024

Нагорная проповедь. По плодам узнаете их (Воскресная школа онлайн, «Изучение Священного Писания», лекция 51)

Продолжаем публикацию занятий во взрослой группе воскресной школы при Скорбященском храме г. Клина по курсу протоиерея Бориса Балашова…

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник. Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж Галины Акуловой.…

Сен 6, 2024
 
Композитор А.Д. Кастальский: к 160-летию со дня рождения — Клин православный