• Расписание богослужений

logo


  • Благочиние
    • Храмы благочиния
    • Духовенство Клинского благочиния
    • Новомученики и исповедники Клинские
  • Храм
    • Расписание богослужений
    • Духовенство храма
    • О настоятеле
    • Приходская жизнь
    • История храма
    • Архитектура храма
  • Образование
    • Воскресная школа онлайн
    • Воскресная школа
    • Православная гимназия «София»
    • Богословские курсы
    • Электронная библиотека
    • Проповеди
  • Медиацентр
    • Телепередача «Дорога к храму»
    • Издательство «Христианская жизнь»
    • Книги издательства «Христианская жизнь»
    • Газета «Клин Православный»
  • Вопросы священнику
  • Православный календарь
  • Контакты


О смысле христианского брака

08 июля 2017 г.

Автор: протоиерей Борис Балашов

8 июля, в день памяти Петра и Февронии Муромских, о смысле христианского брака рассказывает протоиерей Борис Балашов.

Семья Мальковых (фото: В. Макаров)

 

Человек создан как образ Божий, Божий портрет. Он похож на Бога умом, способностью созидать новое, видеть и любить красоту, любить Бога и людей жертвенно, а не для себя. Человеческая душа бессмертна. Да и весь человек с душою и телом призван наследовать вечную жизнь.

«Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8), и человек как образ Божий должен уподобиться Богу, стать подобием Божиим в любви.

Как научиться любить Бога? Как возрасти в любви и созреть для вечной жизни в бесконечном Царстве Небесном? Священное Писание Нового Завета так отвечает на этот вопрос: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20). Именно учась любить человека и его бессмертную душу, мы учимся любить Бога.

Любовь и влюбленность – разные вещи. Влюбленность – это чувство и состояние человека, когда ему что-то очень сильно нравится в человеке противоположного пола, например, внешность или какие-либо качества и способности. Влюбленность может достигать огромной силы, но она по самой природе своей краткосрочна и, увы, далеко не всегда переходит в любовь. Любовь же – это качество и состояние, когда любишь всего человека, со всеми его достоинствами и недостатками, когда дорого не только тело, но и весь внутренний мир любимого. Настоящая любовь рождается только в браке, в полноценной семейной жизни. Рождается тогда, когда уходит влюбленность, а на её место заступает любовь.

Мы не будем говорить о трагичной карикатуре на семью – так называемом у нас «гражданском браке». Брак существует не только у христиан, но и у людей других вероисповеданий и неверующих. Никакой здравомыслящий православный христианин не назовет блудом или грехом зарегистрированный брак, даже если он и не венчан.

В чем же разница между христианским и нехристианским браком? В нехристианском браке супруги всеми своими душевными связями напрямую соединены друг с другом; их можно сравнить, к примеру, с двумя детьми, которые держат за руки друг друга.

Представим себе иную картину: к двум детям подошла мама, и они уже втроем взялись за руки. Получается своего рода треугольник. Одна рука ребенка соединена с маминой рукой, а другая – с рукой второго ребенка. Если у детей есть любящая мать, то от взаимоотношений с ней будут зависеть отношения детей, и наоборот – взаимоотношения между самими детьми будут влиять на их отношения с мамой.

Нечто подобное происходит в христианском браке, где и у мужа, и у жены существуют свои личные отношения с Богом. У Бога же есть еще и связь со всей семьей, то есть в этом случае Бог – внутри семьи. Получается своеобразный треугольник взаимоотношений внутри этой малой Церкви – христианской семейной общины. Поэтому и взаимоотношения верующих супругов зависят от того, какие у них взаимоотношения с Богом.

В случае конфликта разумные супруги стараются вместе обсуждать сложившуюся ситуацию или возникшую проблему. Однако далеко не всегда удается найти взаимоприемлемое решение. Не во всех случаях помогают и уступки друг другу. Кроме того, люди мы все грешные, а потому и бывают у людей плохие поступки, грехи, срывы и разного рода ошибки. Как быть? Собственных сил ведь зачастую не хватает для мирного и любовного преодоления сложившихся жизненных ситуаций и взаимного прощения.

Обратимся к святоотеческой мудрости. Святые люди говорили, что человеку свойственно «падать», но «лежать» свойственно дьяволу. То есть человеку в нашем мире невозможно совершенно избежать грехов по слабости или неразумию. Даже когда стараешься остерегаться грехов, они все же случаются. В этом случае надо сразу же «вставать», совершать свое искреннее покаяние, примиряться с теми, кого обидел, и продолжать с опорой на Божию помощь свой жизненный путь. Но именно дьявол и его служители, впав в грех, не восстают, не совершают покаяние, не исправляют совершенные грехи, а продолжают в них пребывать, как свинья валяется в грязи.

Святые отцы говорили: «Бог не спасет нас без нас». Это значит, что Бог помогает преодолевать грехи только тому, кто сам для этого прилагает усилия. То есть в нашей жизни получается такое «соработничество» или «сотрудничество»: мы трудимся для победы добра и любви в нашей жизни и просим Господа о помощи. В этом случае Бог, конечно, помогает тем, кто дорожит Его любовью и стремится исполнять Его волю, открытую нам в Евангелии.

Христианину подчас может казаться, что он прав в своих делах и взаимоотношениях с людьми. Но вот он становится на молитву и ощущает, что слова-то произносятся, но идут в пустоту – явно ощущается собственная отдаленность от Бога. Берет в руки Евангелие и читает то место, которое вчера читал и глубоко понял. И опять пустота: слова знакомые и, кажется, понятные, но тот глубинный смысл, который вчера открывался, остается закрытым. И вот тогда приходит понимание своей неправоты и того, что, согрешив против человека, согрешил против Бога. Кроме того, и в душе нет мира и покоя.

Чтение Евангелия, молитва, примирение с близкими, таинства Покаяния и Причащения лечат нашу душу от тех греховных ран, которые мы сами себе наносим. Здесь действует духовный закон: наши взаимоотношения с Богом зависят от наших взаимоотношений с близкими. И наоборот, наши взаимоотношения с близкими зависят от наших взаимоотношений с Богом. Христианин имеет в Боге и Православной Церкви реальную поддержку и опору в своей земной жизни, понимая, что он любим Богом и дорог Ему. Человек, не имеющий христианской веры, остается один на один со своими трудностями и проблемами, не имеет возможности лечить свою душу от грехов и несет всю их тяжесть на себе, не может получать постоянную поддержку от Бога на жизненном пути, потому что не доверяет Богу и не имеет с Ним живой связи веры и любви. Кроме того, неверующий человек оценивает жизненные ситуации с позиции лично своего мнения и интереса независимо от того, соответствует ли это нашему призванию стать Божиими детьми и жить вечно.

Христианину, конечно, на земле жить труднее, но теплее и радостнее. Причина проста: православный человек живет не для смерти, а для жизни и укрепляется Божией любовью и благодатью на жизненном пути.


 

Просмотров: 3

Оставить комментарий Отменить ответ

*
*

captcha *

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ

  • Видеосюжеты
    • Телепередача «Дорога к храму»
    • Программа «Малая лепта»
    • Программа «Русское сердце»
    • Выбор редакции
  • Новости благочиния
  • Проповеди
  • Статьи
    • Как мы веруем
    • Духовное просвещение
    • Из церковной жизни
    • Здоровье душевное и телесное
    • Литература, искуcство
    • Осторожно: секты
    • От иллюзий к реальности
    • Семья
    • Церковные праздники
    • Церковные таинства
    • Церковь и общество
  • Вопросы священнику

КНИГИ НАШЕГО ИЗДАТЕЛЬСТВА

АКТУАЛЬНО

  • Свободна ли воля человека?
  • О прейскурантах и пожертвованиях
  • Гражданский брак: разве плохо, что мы любим друг друга?
  • Бог-Любовь и существование зла в мире
  • Жить по воле Божией
  • Как для святого может быть приемлемо убийство?
  • О правильном отношении к смерти
  • Жизнь с ребенком-инвалидом
  • Благословляет ли Церковь войну?
  • Является ли грехом обращение к целительнице?
  • Привороты
  • Что такое святость и достижима ли она?
  • О пастырском окормлении женщин, совершивших аборт
  • Символика цвета богослужебных облачений

RSS ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

  • По благословению Святейшего Патриарха Кирилла на средства Московской Патриархии будет приобретено оборудование для медицинских учреждений в Москве и Переславле-Залесском 04.02.2023
  • В Санкт-Петербурге обсудили вопросы воссоздания исторического облика Александро-Невской лавры 04.02.2023
  • Синодальный миссионерский отдел провел конференцию «Деятельность миссионерских обществ: история, современность, перспективы» 04.02.2023
  • Члены Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству посетили монастыри Санкт-Петербургской митрополии 04.02.2023
  • Святейший Патриарх Кирилл благословил финансирование ряда социальных проектов в 2023 году 03.02.2023

Поиск по сайту


Расписание богослужений


 by uTema.ru