Русские святые и русское государство

10 июня – память Всех святых, в земле Российской просиявших.

Автор: протоиерей Борис Балашов

Верные чада Русской Православной Церкви – благоверные князья, причисленные к лику святых, преподобные отцы, основатели монастырей – сыграли важную роль в созидании единого русского государства из разрозненных, порой враждующих между собой княжеств. Достаточно упомянуть святого равноапостольного князя Владимира, святого Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского. Молитвами множества русских святых Россия прошла и пройдет все испытания, лишь бы мы не утратили свою спасительную веру.

Православная Вселенская Церковь (т.е. Православная Церковь всех право-славных людей в земном мире) есть Семья Христова, таинственное Тело Христово. Оно связано живой органичной связью со своим Главой – Богочеловеком Иисусом Христом. Православная Церковь живет вместе со своим Господом и продолжает Его дело на земле – спасение людей от греха и смерти.

Каждый человек, как и каждый народ, воспринимает учение Христова Евангелия сердцем и умом. Но в соответствии со своей культурой и национальной традицией христианство, как явление богочеловеческое, в каждом народе воспринимается и усваивается с характерными особенностями. Любой православный человек, глубоко воспринявший Евангелие и сроднившийся со Христом, будет иметь с другими братьями во Христе общие веру и духовно-нравственные ценности, однако при этом у него будет, так сказать, собственное духовное «лицо». При этом будут общие всем православным христианам черты, а также и характерные его личные дары, способности и уклад духовной жизни, отличные от того, который сложился у других православных христиан. Это относится как к отдельным людям, так и к разным православным народам. Любой православный народ имеет свое особое религиозное призвание. Наиболее полно оно выражается в его святых. Русская духовная традиция, которой «дышит» верное чадо Русской Пра-вославной Церкви, составляет саму суть его жизни.

Этот дух выражается в богослужении, иконах, русском православном благочестии, духовном старчестве, так ярко проявившемся в нашей православной истории. Но в особенности этот дух выражается в святых.

Русский православный человек всегда сосредотачивает свое внимание на самом главном, чего у него никто отнять не может. В противоположность западному духу, русский религиозный дух в первую очередь ищет преображения жизни, ее приближения к тому идеалу, который глубоко открыт Евангелием и который во всей силе будет явлен в завершении мировой истории. Русские люди сумели ясно осознать, что спасение мира совершено Крестной смертью Христа и Его Воскресением. Поэтому Пасха является для православного христианина важнейшим праздником – торжеством вечной жизни над грехом и смертью. Может быть потому, что православная вера, в отличие от современного западного христианства, является «пасхальным» христианством, характерной чертой русских икон и русской духовности стали большая теплота и мягкость в соединении с трагичностью личного служения Богу и людям в грешном мире, так далеко отстоящим от того жизненного пути, который нам завещан Христом.

Святые монахи, суровые подвижники, проходя путь аскетической жизни, своей любовью и молитвой согревали и духовно укрепляли тех людей, которые совершали свое разнообразное служение в земном мире.

Православные монастыри и русские подвижники благочестия духовно преобразовывали своим нравственным влиянием славянские, финские и иные племена в одну великую русскую нацию. Можно со всей определенностью утверждать, что в результате монашеского подвига жизни и всей деятельности Православной Церкви в нашем отечестве возникла новая общность людей – русский народ, а рядом и вместе с ним народы, сохранившие свою самобытность и собственный язык, но объединенные с русскими общей православной верой и русскими религиозными традициями.

Служение Богу через служение людям стало характерной особенностью подвига святости мирян. Около пятидесяти князей и княгинь прославлено Церковью на Русской земле до XVI века. Их подвиг заключался в служении всему народу христианской любовью. Милосердие, кротость и смирение, проявляющееся в прощении обид, а также искреннее раскаяние в прошлых грехах – вот основные духовно-нравственные качества святого равноапостольного великого князя Владимира.

Русская Православная Церковь признала святыми тех князей, которые стремились осуществить в своей жизни слова Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Князей чтили не за то, что они воевали с врагами Руси, а за их постоянную готовность при любых обстоятельствах отдать свою жизнь за Родину и свой народ.

Особенно выдающимся в таком служении стал святой князь Александр Невский. С юных лет он защищал свое отечество в первую очередь мирными средствами. Многократно вел дипломатические переговоры с татарами, оберегая родную землю от их погромов и разорений. А когда враги посягали уже на самое святое для русского народа – православную веру, а не только политическую и экономическую независимость, тогда святой князь с Божией помощью силой оружия успешно защищал свой народ. Он прекрасно понимал, что измена Православию для русских людей гораздо опаснее татарского ига. Татары требовали денег, но не посягали на душу, а западные завоеватели мечтали покорить наших предков как политически, так и религиозно, обратив в католичество православный народ. Деятельность князя Александра Невского создавала условия и подготавливала объединение разрозненных русских княжеств в единое русское государство – Россию.

Следствием Батыева разорения стал не только разгром государственной и культурной жизни Древней Руси, но и упадок духовной жизни. За хозяйственно-экономической катастрофой и тяжелейшей борьбой за существование последовало всеобщее огрубение и одичание.

Одним из величайших подвижников, оказавших громадное влияние на ду-ховный и культурный подъем русского народа, был преподобный Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой Лавры. Большинство святых XIV – начала XV вв. – это его ученики или «собеседники», т.е. испытавшие его духовное влияние. Преподобный Сергий стал одним из величайших образцов русской святости. Он не только святой, духовный учитель разных слоев русского народа, но один из великих строителей русского национального единства. Он стал тем центром, вокруг которого вращалась духовная жизнь северной Руси, возникающего Московского государства.

Одним из величайших подвижников, оказавших огромное влияние на духовный и культурный подъем русского народа, был преподобный Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой лавры. Большинство святых XIV – начала XV вв. – это его ученики или «собеседники», т.е. испытавшие его духовное влияние. Преподобный Сергий стал одним из величайших образцов русской святости – не только духовным учителем разных слоев русского народа, но и одим из великих строителей русского национального единства. Он явился тем центром, вокруг которого вращалась духовная жизнь северной Руси, возникающего Московского государства.

Преподобный Сергий хотел стать монахом вдали от сел и городов, в лесной глуши. Но к нему начали приходить люди, желавшие жить монашеской жизнью под его руководством. Так постепенно возник монастырь. Вокруг него стали селиться люди, которые хотели духовного руководства игумена монастыря преподобного Сергия. Рядом с монастырем возник посад, а потом и город.

Множество монахов – учеников преподобного Сергия – расходились по разным глухим и необитаемым местам центральной и северной Руси, начиная свое уединенное пустынножительство. В тех местах также возникали монастыри и посады – города, которые наполнялись ремесленным и торговым людом. Так происходило основание многих городов, особенно в северной части Руси, и, как следствие, начался подъем экономической и культурной жизни русского народа.

Под влиянием преподобного Сергия и его учеников происходило духовное, культурное и экономическое соединение разделенных русских земель.

Имя преподобного Сергия навсегда связано со знаменитой Куликовской битвой 1380 года. Это победа русских войск под руководством святого князя Димитрия Донского предрешила дальнейшую судьбу России. Преподобный Сергий прежде всего морально помог русскому народу одержать эту победу и способствовал объединению русских земель вокруг Москвы.

Трудами преподобного Сергия и его учеников пробуждались нравственные и духовные силы в русском обществе. Еще при жизни преподобного Сергия его учениками было создано 25 монастырей. Всего под духовным влиянием Троице-Сергиевой лавры основано около 70-ти монастырей. И большинство из них становились центрами духовной, культурной и экономической жизни русских людей.

В целом можно с уверенностью сказать, что формирование русской нации и образование единого русского государства произошли под благотворным влиянием Русской Православной Церкви, соединившей единой духовной жизнью множество русских княжеств, а также других народов, которые и составили новое государство – Россию.


Последние новости

Фотоконкурс «Семья в храме»

Фотоконкурс «Семья в храме» проводится Организатором — Фондом Архангела Михаила в поддержку Года семьи, объявленного в 2024 в Российской…

Окт 5, 2024

Краткосрочные образовательные программы Московской духовной академии

Московская  духовная академия приглашает пройти обучение по краткосрочным программам дополнительного образования в старейшем духовном учебном заведении, расположенном в…

Окт 5, 2024

Памяти митрополита Вениамина (Федченкова)

4 октября 1961 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, отошел ко Господу митрополит Вениамин (Федченков). Последние годы…

Окт 4, 2024

В дни празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

В дни празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, подходя к распятию, которое положено в центре храма, мы…

Окт 2, 2024
 
Русские святые и русское государство — Клин православный