Image

Преподобный Серафим Саровский о мире душевном

Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой (Пс. 65:12). Хотящим угодить Богу путь лежит сквозь многие скорби. Как ублажать нам святых Мучеников за страдания, которые претерпели они ради Бога, когда мы не можем стерпеть и огневицы?

Ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая – с другими.

Ничто же лучше есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов. Ибо несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6:12).

Признак духовной жизни есть погружение человека внутрь себя и сокровенное делание в сердце своем.

Благодать Божия приосеняет такого человека, и он бывает сперва в мирном устроении, а путем сего переходит и в премирное: в мирном, то есть, с совестью благою; в премирном же, когда его ум созерцает в себе благодать Святого Духа, по слову Божию: в мире место Его (Пс. 75:3).

Можно ли, видя солнце чувственными очами, не радоваться? Но сколько радостнее бывает, когда ум видит внутренним оком Солнце правды – Христа? Тогда воистину радуется он радостью Ангельскою. О сем-то и Апостол сказал: наше житие на небесех есть (Флп. 3:20).

Кто в мирном устроении неуклонно ходит, тот, как бы лжицею, черпает духовные дары.

Святые отцы, имея мирное устроение, и будучи осеняемы благодатью Божией, жили долго.

Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума. Прежде сего человеку надобно повторять сии слова Анны пророчицы: да не изыдет велеречие из уст ваших (1Цар. 2:3), и слова Господни: лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего (Мф. 7:5).

Сей мир, как некое бесценное сокровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам своим пред смертью Своею, глаголя: мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14:27). О нем также говорит и Апостол: и мир Божий превосходяй всяк ум да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе (Флп. 4:7); мир имейте и святыню со всеми, их же кроме никтоже узрит Господа (Евр. 12:14).

Итак, мы должны все свои мысли, желания и действия сосредоточивать к тому, чтобы получить мир Божий, и с Церковью всегда взывать: Господи, Боже наш, мир даждь нам (Пс. 26:12).

Из книги «Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника» (Издательство «Христианская жизнь», 2011)


Последние новости

Апостол Иоанн Богослов

«Богослов» и «апостол любви» — так именует Церковь любимого ученика Христова. Память его Церковь празднует 9 октября и…

Май 21, 2025

Она пережила ужасы блокады. Дина Васильевна Гончарова

В новом выпуске программы «Дети войны» мы расскажем о судьбе ленинградской блокадницы Дины Васильевны Гончаровой.

Май 20, 2025

Перед какими иконами можно молиться об избавлении от пьянства и наркомании?

Разумеется, со всеми нашими нуждами и бедами мы должны обращаться прежде всего к Самому Господу. Кроме того, в…

Май 18, 2025
Преподобный Серафим Саровский о мире душевном