9 августа – память великомученика и целителя Пантелеймона

Чаша холодной воды

Автор: Виктор Геронда

Встретил старого товарища, давно не виделись.

Поговорили, расспросили друг у друга, что да как. Жизнь у нас обоих устоялась, изменений немного. Общих знакомых вспомнили. Вроде уже и расставаться пора, но вижу: стоит Евгений и как будто что-то еще сказать хочет, но не решается.

Надо сказать, что друг мой – человек с виду самый обычный, но иной раз такая глубина в нем обнаружится, что никак этого нельзя было предположить. Сейчас наверняка историю какую-то поведает. Женька – рассказчик, каких поискать, хоть секретаря возле него сажай и записывай.

– Случилась недавно со мной история одна, до сих пор под впечатлением хожу. И поделиться хочется, и не каждому такое расскажешь. Ежедневно с людьми общаешься: с коллегами на работе, во дворе с соседями, в маршрутке, в магазине, да мало ли… Но, знаешь, каждый на своей волне, редко частоты совпадают. Каждый своими проблемами занят, да и война у нас сейчас.

Стою, внимательно слушаю. Если уж начал рассказывать – обязательно продолжит. Надо только внимать.

– В общем, накатило на меня что-то вроде кризиса среднего возраста – с опозданием в несколько лет. Слышал, бывает такое. Всё как-то в один тугой узел завязалось. В семье проблемы, на работе запарка, здоровье шалит, еще куча мелочей разных. Все это и раньше бывало, но по отдельности, не все сразу.

На работе – «изменения в штатном расписании», обошлись по-хамски, хорошо, что вообще оставили. Из соседнего отдела больше половины уволили. Точнее, выкрутили руки, заставив написать заявление. Пару окладов сунули на прощание – пилюлю подсластили. Пинка дали – и будь здоров, не кашляй!

Куча дел скопилась, а из меня как будто стержень вынули: всё из рук валится. Бывало и раньше такое… Средство лечения известно. Я в такие моменты ехал в монастырь дня на три, оставался там как паломник.

Постоишь на службах, послушаешь колокольный звон, погуляешь в окрестностях, подышишь воздухом, наполненным густым сосновым ароматом, полюбуешься монастырем из-за реки: белый Успенский собор с золотыми главами, меловые горы, поросшие лесом, церквушка святителя Николая, неизвестно как прилепившаяся на крутом склоне, – хорошо! Если еще исповедоваться и причаститься – вообще красота.

Суматошная наша действительность под жизненный компас железину здоровенную подкладывает, стрелка потому беспорядочно крутится – и неизвестно, где север, где юг. Благодатные горы исцелят, успокоят нервы, уврачуют сердце, уберут железку, и компас покажет четкое направление.

Вот хоть сейчас всё бросай и езжай. То, что на работе по-свински обошлись, – это тьфу, мелочь. Тут еще и другое. Я ведь не так себе свою работу представлял, к другому себя готовил. Но не сложилось. И не реализуюсь уже. Поезд ушел. Я всё бежал, бежал, догонял, надеялся впрыгнуть, но экспресс на прямом перегоне припустил, и сигнальные огни последнего вагона растворились вдали…

Любит мой приятель образные сравнения. Нереализованные возможности – ух, как мне это знакомо! Тяжело это – чувствовать в себе способности (даже, может, и талант!) к чему-то, готовить себя к этому много лет – и не иметь возможности как следует реализоваться! Когда вдруг четко понимаешь: да, приплыли, суши весла, друг, сливай воду – эта дорога для тебя закрыта. Когда работаешь по инерции – жить же на что-то надо! И перед близкими твоими никто обязанностей не отменял.

– Да, захотелось тут же в монастырь. Но это раньше было просто: сел в автобус и поехал. На той дороге, что раньше ездили, блок-постов нагородили, да и вообще разбита она минами и снарядами. И без пропуска не пустят. Если обходным путем ехать – больше суток получится, на таможне долго держать будут. И хорошо еще, если штраф за «незаконное пересечение границы» не припаяют. На три дня точно не получится остаться. Короче говоря, не знаю, что и делать.

А тут подоспел праздник великомученика и целителя Пантелеимона. Я Литургию отстоял и на молебен остался. У нас обычно после службы народ расходится, и на молебны едва половина остается. А я люблю этого святого. Только на лик его посмотришь – и на сердце тепло становится. На иконах его всегда с коробочкой лекарств в одной руке и ложечкой в другой изображают. Всегда готов он болящему эту ложечку с целительным снадобьем протянуть.

После молебна раздали просфоры, и прихожане начали расходиться. А мне вдруг водички захотелось попить. Пошел я на церковный двор к колодцу – хорошая там вода. Да и жарко на улице.

Кто-то ведро уже раньше набрал и поставил. Я кружку почерпнул, освежился, на ведро посмотрел. На нем железный обруч снаружи надет, и внутри распорки железные же поставлены – чтобы не мялось, значит. Много народу сюда за водой ходит, и если просто ведро повесить – сломается очень быстро.

Как вдруг инвалид без ног на коляске к колодцу подъезжает. Над колодцем – крытая беседка, вокруг него – помост деревянный. Сделано так, что на коляске вплотную к колодцу не подъедешь и до ведра не достанешь. Попросил страдалец воды ему подать. Я доверху кружку наполнил, подал. Выпил он, пустую посудину обратно протянул, поблагодарил. Я просфору, что дали в храме, отдал ему и пошел своей дорогой.

Иду на автобусную остановку и вдруг ясно чувствую: ОТПУСТИЛО! Буря на душе улеглась, черные тучи разогнало, и солнышко выглянуло. Спокойно и хорошо стало. Не надо теперь никуда ехать. Исцелилась мятущаяся душа!

Еду и думаю: а ведь без целителя и великомученика Пантелеимона тут явно не обошлось!

Я бы мог не остаться на молебен, но остался. Я бы мог не подойти к колодцу, но подошел. Вообще я очень редко оттуда воду пью. Уйди я чуть раньше – инвалида бы не застал. Уйди позже – кто-то бы другой воды подал: народ весь день туда ходит. Надо же, совпало как!

Целитель Пантелеимон в жаркий летний день свел у колодца двух жаждущих и страждущих – и получилось хорошо. Я раньше евангельские слова читал о награде за кружку холодной воды – и не понимал. Какая такая награда за простую воду может быть?

А теперь понял и почувствовал. Убогого напоил – и получил мзду в тысячу раз больше! Старая та кружка была, помятая, обшарпанная, а у меня душа возликовала. И святой за нас порадовался.

Нет, ты подумай: только-только акафист ему прочитали – а он сразу откликнулся и напоил небесной прохладой. Вот так бывает, дружище! В монастырь я все равно когда-нибудь еще поеду, на сейчас острой необходимости нет. Ну, будь здоров!

***

Порадовался я за друга моего. А еще тому, что святые слышат нас.

И не только слышат, но и помогают, маскируя свою помощь «случайным стечением обстоятельств».

Святый великомучениче и целебниче Пантелеимоне, моли Бога о нас!

Источник: pravoslavie.ru


Последние новости

День трезвости в Клинском благочинии

11 сентября, в день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в храмах Клинского благочиния после…

Сен 14, 2024

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В новом выпуске программы «Дорога к храму» поговорим о православном школьном образовании. Гости студии: благочинный церквей Клинского округа…

Сен 7, 2024

Нагорная проповедь. По плодам узнаете их (Воскресная школа онлайн, «Изучение Священного Писания», лекция 51)

Продолжаем публикацию занятий во взрослой группе воскресной школы при Скорбященском храме г. Клина по курсу протоиерея Бориса Балашова…

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник. Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж Галины Акуловой.…

Сен 6, 2024
 
9 августа – память великомученика и целителя Пантелеймона — Клин православный