Покаяние – благодатное священнодействие, в котором верующий, с искренним раскаянием открывающий свои грехи Богу, получает по молитве священника прощение грехов от Самого Господа. Время Великого поста особенно благоприятно для серьезной, вдумчивой исповеди.
В сегодняшнем материале о таинстве Покаяния говорит протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященской церкви г. Клина.
Фото: Ю. Павлюк
Все мы не можем не скорбеть о том, как много зла в нашем мире – вроде бы мы и стремимся к добрым взаимоотношениям с близкими в семье и на работе, а получается «как всегда». Даже в нашей собственной душе не в состоянии навести порядка: обиды, раздражение, зависть и прочие страсти так и фонтанируют. Почему так? Не такими ведь мы созданы Творцом. Что же произошло?
Величайший проповедник христианской веры первоверховный апостол Павел говорит: «Грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5, 12). В данном случае апостол под словом грех (греч. «амартия») понимает не греховные действия и поступки, а их причину – наклонность человека ко греху.
Греховное расстройство охватывает всю человеческую природу во всех ее душевных и телесных свойствах (проявлениях).
Причиной подобного искажения Богом созданной человеческой природы является Адамов грех: согрешение прародителей человеческого рода, вследствие которого исказилась сама человеческая природа – как души, так и тела. Сами греховные действия, т.е. нарушение воли Божией, ап. Павел обозначает терминами преступление (греч. «паравасис» и «параптома») или непослушание (греч. «параки»).
В таинстве Крещения погружение в воду означает смерть и погребение со Христом, а выход из воды – совоскресение с Ним. Человеческая природа Иисуса Христа, которую Он принял от Пречистой Девы Марии, не имела греха, но была доступна всем человеческим немощам и страданиям, т.к. Господь принял такую же природу, искаженную Адамовым грехом, какую имеем и все мы.
Добровольным принятием крестной смерти на Голгофе и Светоносным Воскресением Спасителя Его человеческая природа была восстановлена от природного повреждения прародительским грехом. Она достигла совершенства выше райского состояния – непадательного (т.е. которое нельзя потерять) состояния Царства Небесного. Действием благодати Божией в таинстве Крещения уверовавший во Христа принимает семя обновленной Христом человеческой природы. В христианской жизни члена Церкви начинается процесс восстановления и обновления духовной природы согрешившего человека через веру – живую связь с Господом.
Как виноградная ветвь, когда прививается к новой лозе, становится одним живым организмом с ней, так и христианин породняется с Иисусом Христом в духовном организме – Церкви.
Сознательное по вере принятие таинства Крещения производит решительную перемену во внутреннем мире человека. Прежний человек – раб греха – умирает, рождается новый: Божие дитя. При этом возвращение к прежнему образу жизни убивает новую духовно-благодатную жизнь души и не дает возможности «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4).
Путь к возрождению человека начинается через покаяние. Покаяние бывает двух видов. Первое – радикальное, когда человек, обретя веру во Христа и Его Евангелие, решительно меняет свой жизненный путь, разворачивая, так сказать, на 1800 направленность собственной жизни. Теперь он живет для вечной жизни и бессмертия, тогда как раньше жил, чтобы умереть, навечно оставшись в запоздалом и бесплодном раскаянии, что растратил жизнь на мелочевку, а самую главную ценность – вечную жизнь Небесного Царства – не приобрел.
Такое радикальное покаяние человек переживает перед вступлением в семью Христову – Церковь – через таинство Крещения. Но бывает, что крещеный ранее человек по разным причинам ушел из Церкви, порвал родственную связь со Спасителем. В этом случае через обретение веры, отречение от ложного жизненного пути и личных грехов можно путем искреннего раскаяния в таинстве Покаяния вернуться в Церковь. Этим восстанавливаются живительные духовно-благодатные отношения со Христом. Но если вернулся в семью Христову, так цени ее и живи в ней: с Богом не шутят! Даже когда верующие люди только начинают учиться жить по-христиански, они уже ощущают поддержку от Господа и постепенно становятся новыми людьми.
Но с другой стороны, даже когда человек искренне раскаялся в неправде в своей прошлой жизни, у него остается навык, или многолетняя привычка, грешить мыслями, словами, делами. Греховные страсти ослабевают только тогда, когда христианин старается жить по вере и общаться со Христом в молитве, чтении Священного Писания и делах милосердия и любви. И все же человеку свойственно падать, совершать греховные падения. Но падать очень опасно: можно ведь и кости переломать так, что уже и не встанешь. Греховные падения всякого рода отдаляют нас от благодатной жизни Церкви и Самого Христа.
Происходит нечто подобное тому, как веточка виноградной лозы обламывается и держится только на коре. Тогда виноградарь соединяет обломившуюся, еще как-то держащуюся на лозе веточку, обматывает, лечит, чтобы живительные соки снова входили в эту веточку и она смогла бы продолжать расти и приносить плоды.
Во время таинства Покаяния священник молится о раскаявшемся грешнике Богу: «Даруй ему возможность покаяния, прощение и отпущение грехов и, простив ему всякий его вольный и невольный грех, примири и соедини его со Святой Твоей Церковью во Христе Иисусе, Господе нашем» (русский перевод).
Таким образом, помимо духовного исцеления человеческой души от греха восстанавливается разрушенная связь с Церковью и ее главой Иисусом Христом, так как без этой благодатной связи душа человека засыхает.
Таинство Покаяния человек совершает перед Богом. Видимые знаки Его присутствия – Крест и Евангелие на аналое. Священник – помощник нашего покаяния и свидетель перед Богом искренности кающегося.
Зачем нужен священник, если мы каемся Богу? Православные христиане составляют живое таинственное тело Христово – Церковь. Каждый орган этого тела имеет свое особое служение. Священник не по своему достоинству, а через таинство Священства стал проводником Божественной благодати: Христос действует в этом мире через людей, совершающих свое служение Церкви и получивших на это делание благодатный дар.
Через священника действует Сам Христос. Он слушает наши покаянные признания, при искренности нашего раскаяния лечит и очищает душу исповедника от греховной болезни. Поэтому любой законно совершающий свое служение пастырь может принять нашу исповедь. А вот советоваться о духовной жизни нужно с тем, кого мы хорошо знаем и с кем сложились доверительные отношения взаимопонимания.
Таинство Покаяния будет действенным, когда мы ежедневно проверяем свою совесть, сразу же приносим Богу покаяние после греховных мыслей и поступков.
Если мы регулярно моем и питаем свое тело, то, конечно, еще более важно омывать свою душу в таинстве Покаяния и питать себя Божественной Пищей – Причастием Тела и Крови Господа, т.е. реальной встречей и соединением с Ним.