• Расписание богослужений

logo


  • Благочиние
    • Храмы благочиния
    • Духовенство Клинского благочиния
    • Новомученики и исповедники Клинские
  • Храм
    • Расписание богослужений
    • Духовенство храма
    • О настоятеле
    • Приходская жизнь
    • История храма
    • Архитектура храма
  • Образование
    • Воскресная школа онлайн
    • Воскресная школа
    • Православная гимназия «София»
    • Богословские курсы
    • Электронная библиотека
    • Проповеди
  • Медиацентр
    • Телепередача «Дорога к храму»
    • Издательство «Христианская жизнь»
    • Книги издательства «Христианская жизнь»
    • Газета «Клин Православный»
  • Вопросы священнику
  • Православный календарь
  • Контакты


Письмо Татьяне (о современном прочтении классики)

19 апреля 2019 г.

Автор: Юлия Павлюк

Когда я училась в 4-6 классе, у нас была классным руководителем Светлана Николаевна Шарковайте, которая параллельно возглавляла школьный драмтеатр. В спектаклях принимали участие все – от мала до велика. Мы, малыши, делали тогда на сцене только первые шаги, а старшеклассники очень серьезно, вдумчиво относились к этим постановкам – вникали в образ, сами создавали костюмы и декорации. Для учителя, как я теперь понимаю, это была возможность в неформальной обстановке поговорить с ребятами о главном, носителем чего во время нашего безрелигиозного детства были произведения классиков.

Наши занятия в драмкружке были удивительными, но в этой школе я, к сожалению, проучилась всего три года (мы с родителями переехали в другой город). Перед отъездом учительница подарила мне книгу «Евгений Онегин» с надписью: «Мне очень хочется, чтобы эта книга была твоим постоянным спутником в жизни».

Книгу я прочла впервые тогда, когда этого потребовала школьная программа, т.е. классе в 9-10. Не скажу, чтобы она меня поразила и запомнилась, хотя литература была «моим коньком», и учитель тогда была у нас тоже просто замечательная. Но почему именно эта книга должна быть со мной, я очень долго не понимала.

Вновь и в полном смысле слова «открыла» я ее уже спустя много лет, как и другие произведения А.С. Пушкина… Какое знание людей, какая точность суждений, тонкая ирония, но в то же время, мягкость, такое «прикладное Православие», если так можно выразиться! Во многих жизненных ситуациях с тех пор я к ней мысленно возвращаюсь…

Очень жаль, что в школьные и даже студенческие годы многим, как и мне, непонятна глубина произведений классиков. Наша русская литература насквозь пронизана Православием, она вышла из евангельской традиции, и изучать ее в школьной программе нельзя иначе, как сквозь призму Евангелия. Тогда классика «оживет», станет близка и вполне современна, ведь духовные законы неизменны.

Взять хотя бы Онегина и Ленского. Каким показательным мог бы быть их конфликт, адаптированный к нашей действительности…

Представьте, в городе N в неком офисе появляется новый сотрудник – баловень судьбы, везунчик и счастливчик Владимир Ленский. И начинает он работать в подчинении у Евгения Онегина. Евгению он, в общем-то, симпатичен своими деловыми качествами, позитивностью, беззлобием. И поначалу все складывается вроде бы неплохо. Но вдруг… в жизни Ленского происходит катастрофа. Любимая теща, в поисках смысла жизни, уходит к иеговистам, жена Ольга теряет работу, сидит дома, но за детьми не смотрит и все чаще начинает гулять не с ними, долги растут, стихи не пишутся, и в голове у еще духовно неокрепшего Владимира происходит коллапс… Ведь, как сказал Поэт:

Он сердцем милый был невежда …

На службу он постоянно опаздывает, все чаще трудится вне офиса, берет дополнительную работу, но и с ней не справляется… А Онегин уже начинает терять терпение… Искушенный и опытный, он, конечно же, подозревает худшее. То Ленский представляется ему коварным мошенником, который хочет слить конкурентам базу данных VIP-клиентов, то ловким авантюристом, отмывающим откаты заграницей, то циничным ворюгой, ловко втершимся в доверие… Поначалу он еще пытается приструнить Владимира, но они мыслят настолько по-разному, что просто не слышат друг друга.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой…

И кроме того, как метко подметил А.С. Пушкин, «мы все глядим в Наполеоны», поэтому нам порой очень сложно найти общий язык.

Устав мучить и без того усталый ум, Евгений, наконец, обращается за помощью к папе-директору. Папа сыну доверяет на 200 % и недолго думая, вводит дополнительные санкции – в результате и без того измученный Владимир получает хорошую трепку от высшего руководства.

Казалось бы, на этом можно поставить точку, но Онегину почему-то начинает казаться, что Ленский наказан недостаточно и все еще малопочтителен. Со своей стороны он дополнительно нагружает Владимира совсем не должностными обязанностями. И тогда оскорбленный Ленский, не выдержав комплексных мероприятий по перевоспитанию, «бросает ему перчатку в лицо».

О, современные Онегины! Они все реже принимают открытый вызов и все более склонны вести информационную войну с привлечением папиных ресурсов… Но мы не будем вдаваться в подробности и оставим в этот момент бедного Евгения, который уже просто не в силах остановиться: видя в каждом шаге «противника» мнимую угрозу для своего авторитета, он изобретает все новые способы отмщения…

Периодически недоумевая, почему после многократных попыток наладить отношения с шефом тот по-прежнему бушует, Ленский просто уходит в сторону. Что ж! Оставим и Ленского – пить валерьянку, ругать иеговистов и заниматься самокопанием, ведь у поэтов тоже свои причуды…

Но как нам быть в этой ситуации с отцом? Онегин «вешал ему лапшу на уши» все это время. Осознанно или нет – вот в чем вопрос, ведь в первом случае, это уже на предательство похоже…

О, что же должно произойти, чтобы наш герой это понял? Ему бы поговорить с папой по-человечески, но разве в нашей жизни такое чудо возможно?

Чудо преображения человеческой души – тема высокого искусства. У Пушкина так и произошло, и «несчастной жертвой Ленский пал» не напрасно, как ни странно это звучит. Если бы не эта жертва, то не было бы и письма к Татьяне в финале романа «Евгений Онегин» – того самого, которое мы все заучивали в школе наизусть, но смысла – увы! – так и не поняли.

 


 

Просмотров: 20

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ

  • Видеосюжеты
    • Телепередача «Дорога к храму»
    • Программа «Малая лепта»
    • Программа «Русское сердце»
    • Выбор редакции
  • Новости благочиния
  • Проповеди
  • Статьи
    • Как мы веруем
    • Духовное просвещение
    • Из церковной жизни
    • Здоровье душевное и телесное
    • Литература, искуcство
    • Осторожно: секты
    • От иллюзий к реальности
    • Семья
    • Церковные праздники
    • Церковные таинства
    • Церковь и общество
  • Вопросы священнику

КНИГИ НАШЕГО ИЗДАТЕЛЬСТВА

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ САЙТ

АКТУАЛЬНО

  • Свободна ли воля человека?
  • О прейскурантах и пожертвованиях
  • Гражданский брак: разве плохо, что мы любим друг друга?
  • Бог-Любовь и существование зла в мире
  • Жить по воле Божией
  • Как для святого может быть приемлемо убийство?
  • О правильном отношении к смерти
  • Жизнь с ребенком-инвалидом
  • Благословляет ли Церковь войну?
  • Является ли грехом обращение к целительнице?
  • Привороты
  • Что такое святость и достижима ли она?
  • О пастырском окормлении женщин, совершивших аборт
  • Символика цвета богослужебных облачений

RSS ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

  • Святейший Патриарх Кирилл посетил Большеохтинское кладбище Санкт-Петербурга 21.05.2022
  • Предстоятель Русской Церкви возглавил торжественный акт по случаю 75-летия возрождения Санкт-Петербургской духовной академии 21.05.2022
  • В день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в академическом храме Санкт-Петербургской духовной академии 21.05.2022
  • Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжества в честь явления чудотворной Жировичской иконы Божией Матери 21.05.2022
  • Состоялось заседание Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан 21.05.2022

Поиск по сайту


Расписание богослужений


 by uTema.ru