Автор: Юлия Павлюк
Когда я училась в 4-6 классе, у нас была классным руководителем Светлана Николаевна Шарковайте, которая параллельно возглавляла школьный драмтеатр. В спектаклях принимали участие все – от мала до велика. Мы, малыши, делали тогда на сцене только первые шаги, а старшеклассники очень серьезно, вдумчиво относились к этим постановкам – вникали в образ, сами создавали костюмы и декорации. Для учителя, как я теперь понимаю, это была возможность в неформальной обстановке поговорить с ребятами о главном, носителем чего во время нашего безрелигиозного детства были произведения классиков.
Наши занятия в драмкружке были удивительными, но в этой школе я, к сожалению, проучилась всего три года (мы с родителями переехали в другой город). Перед отъездом учительница подарила мне книгу «Евгений Онегин» с надписью: «Мне очень хочется, чтобы эта книга была твоим постоянным спутником в жизни».
Книгу я прочла впервые тогда, когда этого потребовала школьная программа, т.е. классе в 9-10. Не скажу, чтобы она меня поразила и запомнилась, хотя литература была «моим коньком», и учитель тогда была у нас тоже просто замечательная. Но почему именно эта книга должна быть со мной, я очень долго не понимала.
Вновь и в полном смысле слова «открыла» я ее уже спустя много лет, как и другие произведения А.С. Пушкина… Какое знание людей, какая точность суждений, тонкая ирония, но в то же время, мягкость, такое «прикладное Православие», если так можно выразиться! Во многих жизненных ситуациях с тех пор я к ней мысленно возвращаюсь…
Очень жаль, что в школьные и даже студенческие годы многим, как и мне, непонятна глубина произведений классиков. Наша русская литература насквозь пронизана Православием, она вышла из евангельской традиции, и изучать ее в школьной программе нельзя иначе, как сквозь призму Евангелия. Тогда классика «оживет», станет близка и вполне современна, ведь духовные законы неизменны.
Взять хотя бы Онегина и Ленского. Каким показательным мог бы быть их конфликт, адаптированный к нашей действительности…
Представьте, в городе N в неком офисе появляется новый сотрудник – баловень судьбы, везунчик и счастливчик Владимир Ленский. И начинает он работать в подчинении у Евгения Онегина. Евгению он, в общем-то, симпатичен своими деловыми качествами, позитивностью, беззлобием. И поначалу все складывается вроде бы неплохо. Но вдруг… в жизни Ленского происходит катастрофа. Любимая теща, в поисках смысла жизни, уходит к иеговистам, жена Ольга теряет работу, сидит дома, но за детьми не смотрит и все чаще начинает гулять не с ними, долги растут, стихи не пишутся, и в голове у еще духовно неокрепшего Владимира происходит коллапс… Ведь, как сказал Поэт:
Он сердцем милый был невежда …
На службу он постоянно опаздывает, все чаще трудится вне офиса, берет дополнительную работу, но и с ней не справляется… А Онегин уже начинает терять терпение… Искушенный и опытный, он, конечно же, подозревает худшее. То Ленский представляется ему коварным мошенником, который хочет слить конкурентам базу данных VIP-клиентов, то ловким авантюристом, отмывающим откаты заграницей, то циничным ворюгой, ловко втершимся в доверие… Поначалу он еще пытается приструнить Владимира, но они мыслят настолько по-разному, что просто не слышат друг друга.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой…
И кроме того, как метко подметил А.С. Пушкин, «мы все глядим в Наполеоны», поэтому нам порой очень сложно найти общий язык.
Устав мучить и без того усталый ум, Евгений, наконец, обращается за помощью к папе-директору. Папа сыну доверяет на 200 % и недолго думая, вводит дополнительные санкции – в результате и без того измученный Владимир получает хорошую трепку от высшего руководства.
Казалось бы, на этом можно поставить точку, но Онегину почему-то начинает казаться, что Ленский наказан недостаточно и все еще малопочтителен. Со своей стороны он дополнительно нагружает Владимира совсем не должностными обязанностями. И тогда оскорбленный Ленский, не выдержав комплексных мероприятий по перевоспитанию, «бросает ему перчатку в лицо».
О, современные Онегины! Они все реже принимают открытый вызов и все более склонны вести информационную войну с привлечением папиных ресурсов… Но мы не будем вдаваться в подробности и оставим в этот момент бедного Евгения, который уже просто не в силах остановиться: видя в каждом шаге «противника» мнимую угрозу для своего авторитета, он изобретает все новые способы отмщения…
Периодически недоумевая, почему после многократных попыток наладить отношения с шефом тот по-прежнему бушует, Ленский просто уходит в сторону. Что ж! Оставим и Ленского – пить валерьянку, ругать иеговистов и заниматься самокопанием, ведь у поэтов тоже свои причуды…
Но как нам быть в этой ситуации с отцом? Онегин «вешал ему лапшу на уши» все это время. Осознанно или нет – вот в чем вопрос, ведь в первом случае, это уже на предательство похоже…
О, что же должно произойти, чтобы наш герой это понял? Ему бы поговорить с папой по-человечески, но разве в нашей жизни такое чудо возможно?
Чудо преображения человеческой души – тема высокого искусства. У Пушкина так и произошло, и «несчастной жертвой Ленский пал» не напрасно, как ни странно это звучит. Если бы не эта жертва, то не было бы и письма к Татьяне в финале романа «Евгений Онегин» – того самого, которое мы все заучивали в школе наизусть, но смысла – увы! – так и не поняли.