Image

8 июля – День памяти святых супругов Петра и Февронии Муромских

Автор: протоиерей Борис Балашов

8 июля в нашей стране отмечается День семьи, любви и верности, установленный в 2008 году в связи с принятым в Русской Православной Церкви празднованием памяти святых супругов Петра и Февронии Муромских, которым принято молиться о счастье в браке. Каково истинное предназначение супружеского союза? Чем христианский брак отличается от нехристианского?

                                                                              Фото: Татьяна Горовская

Открывая страницы книги Бытия (самой древней части Священной Библии), мы видим, каким и с какой целью Бог задумал человека: «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт. 1, 26).

Человек создан как образ Божий, как Божий портрет. Он похож на Бога умом и способностью творить новое, видеть и любить красоту, жертвенно любить Бога и других людей. Душа человека бессмертна, да и весь он (с душой и телом) призван наследовать вечную жизнь.

Люди должны были стать мудрыми хозяевами земного мира, существами, которые в своих совершенствах, особенно в любви и мудрости, уподобились бы Творцу, стали в меру своих возможностей, как Бог.

Так и дети в хорошей семье, вырастая и взрослея, могут стать в итоге зрелыми и мудрыми, как и их родители.

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27).Человек сотворен так, что он один состоит из двух половинок: мужчины и женщины.

В первой части этого библейского текста употреблено единственное число: «сотворил Бог человека». Однако далее уже говорится во множественном числе: «Мужчину и женщину сотворил их».

Образ Божий дан человеку при его сотворении, а подобием он должен стать в результате подвига своей земной жизни. «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8), и человек должен совершенствоваться в любви. Любя животных, птиц, растения, мы любим их телесность, материальность. Всё это само по себе может быть хорошо, но лишь любовь к людям учит нас любить Бога, так как образом Божиим является только человек. Такая любовь делает нас более совершенными, возвышает наши души.

В книге Бытия говорится, что Бог творит жену как «помощника, соответственного… и подобного» мужу (Быт. 2:18, 20). Для чего нужен такой помощник? Самое главное – чтобы муж и жена помогали друг другу возрастать в любви и совершенстве, ведь никакие другие живые существа не дадут возможности человеку стать более любящим и духовно зрелым.

В браке человек, сотворенный Богом, лишается полноты собственного бытия и обретает ее в другом подобном себе существе, которое является органичной частью его самого. Женщина – иная грань и сторона человека.

Из уст первого мужчины мы слышим удивительную песнь любви: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2, 23), т.е. «моя жена – это часть моего существа!» На этом и основан установленный Богом закон брака: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24).

В состоянии грехопадения гармоничные отношения между мужем и женой, какими они были в райском состоянии, оказались невозможными. Но воля Божия о высоком назначении брака осталась неизменной.

Первая цель брака в нашем грешном мире – это возрастание любви к Богу как следствие самоотверженной любви к другому человеку, помощь друг другу в жизни в совершении спасения и достижении вечной жизни.

Вторая цель – деторождение. Оно является исполнением Божиего благословения на рождение и воспитание новых людей, призванных к бессмертию.

Семейная жизнь с воспитанием детей содействует духовному совершенствованию и возрастанию человеческой любви, а это помогает людям становиться подобными Богу.

Мы не будем сейчас говорить о блудном сожительстве как греховном и разрушающем человеческие жизни, но постараемся посмотреть, чем отличается христианский брак от нехристианского.

В законном гражданском браке супруги всеми своими душевными связями соединены друг с другом, как, например, двое детей, взявших друг друга за руки. Но если к детям подходит мама и они тоже берут ее за руки, картина меняется: теперь их руки соединены в некий треугольник: одна рука ребенка соединена с рукой мамы, а вторая – с рукой другого ребенка. Понятно, что взаимоотношения двух детей будут строиться по-разному в зависимости от того, есть ли у них мама или нет.

Христианский брак – это такой брак, в котором у каждого из супругов есть свои личные глубокие, сыновние отношения со своим Творцом, а у Бога есть еще и связь со всей семьей, т.е. Бог – внутри семьи. Соответственно, и взаимоотношения с Богом в христианской семье строятся в зависимости от того, как муж и жена проявляют свою любовь и заботятся друг о друге.

Когда супруги стараются жить в соответствии с православной верой, они с Божией помощью исправляют свои ошибки и грехи.Господь лечит наши души от греховной скверны. В нехристианском браке супруги лишены такой связи с Богом, поэтому они остаются один на один со своими семейными проблемами.

Если члены семьи с любовью и терпением относятся друг к другу и на этом строят свои взаимоотношения, они способны получать разнообразные дары Божией любви. Это дает им возможность светло и достойно идти путем христианской семейной жизни. Если же супруги живут между собой не по любви и вопреки Божиим заповедям, думая только о себе, а не о тех, с кем соединили свою жизнь, этим самым их души закрываются от Божией любви и духовно засыхают. Им уже ничто не может принести настоящей радости и полноценного счастья. Такая семья больна и нуждается в духовном благодатном лечении.

Христианский брак – это священнодействие, которое начинается в храме перед Божиим престолом и продолжается всю земную жизнь, чтобы итогом ее была безбрежная радость Небесного Царства.


Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

Автор: Инга Филиппова» В новом выпуске программы «Дорога к храму» поговорим о православном школьном образовании. В Клинском округе…

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Автор: Инга Филиппова Продолжаем публикацию занятий во взрослой группе воскресной школы по курсу протоиерея Бориса Балашова «Изучение Священного…

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

Автор: протоиерей Евгений Мальков 4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из…

Сен 5, 2024
8 июля – День памяти святых супругов Петра и Февронии Муромских — Клин православный