Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 21-ю по Пятидесятнице (Гал. 2, 16-20)
Дорогие братья и сестры, давайте очень кратко поговорим о главной мысли Послания к Галатам апостола Павла – об оправдании.
Практически каждый из нас ищет оправдания, нуждается в нем, буквально, с детства, если провинился, и что-то пошло не так. Но, если во взрослом возрасте имитацию оправдания может совершить закон, – когда вынесен приговор, и оно становится возможным через действие сложной судебной системы (адвокатов и суда присяжных), – все это внешние, принятые обществом условия. Но как поступить, если речь идет не о каких-то внешних формах взаимодействия, а об отношениях человека с Богом? Ведь это та интимная сфера, где третий – лишний, и его присутствие в принципе невозможно.
Апостол Павел обращает на это наше внимание: узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть(Гал. 2, 16).
Если вдруг (как 2000 лет назад, так и сейчас) возникает неправильная мысль, что христианство – просто более удобная форма религии и поэтому я меняю «устаревшего» бога на Того, Кто даст мне что-то большее, мы глубоко заблуждаемся, вступая в такой договор. Если я должен выполнить определенный набор ритуальных действий, например, походов в храм или специальных установлений во время поста, и думаю, что тем самым я оправдаюсь, – то это не христианство. Это может быть не что иное, как только секта, ересь. Оправдание по-христиански – не тот процесс, когда мне начисляют бонусы и суммируют мои недостатки. Оправдание в Православии – это приобщение ко Христу, к Его Делу, ибо все мы помним слова Господа, обращенные к Иоанну Крестителю: так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15).
Правда – это Служение Христа, Его Жизнь, Крестная Смерть и Воскресение. Оправдание для человека и есть приобщение к этой правде. Без этого оправдание невозможно, и если я всего лишь ищу более удобную оболочку, чтобы казаться хорошим в обществе, то христианство не для меня. Ибо христианство – качественное изменение человека изнутри, когда он понял Христа и пошел за Ним.
Апостол Павел так завершает свою мысль: Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос (Мф. 3, 19-20). Поэтому, дорогие братья и сестры, жизнь человека – не прогулка и не тот крест, с которого мы сбегаем (обычно, с него снимают). А сораспятие Христу – это самая сложная жертва в жизни – положить свое «я», свое «эго» на дело вечности своей, ибо соединив себя со Христом, я уже никогда не умру. Аминь.