Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, Еф. 4, 1-6.
Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны (Еф. 4, 1), – так сегодня к нам, дорогие братья и сестры, обращается апостол Павел в своем Послании к Ефесянам. Это звание мы носим, и тем самым, приобщаемся к одной семье, которая зовется христианской семьей или семьей, собранной во имя Христово. Мы вступаем в нее добровольно, в разном возрасте, принимая Таинство Крещения.
Казалось бы, апостола Павла от Христа отделяет не так много времени, вокруг него в христианских общинах много живых носителей Духа Христова, и, тем не менее, он говорит: «Будьте достойны вашего звания». Получается, вне зависимости от того, прошло ли две тысячи лет от Рождества Христова или несколько лет после Его Вознесения, можно быть достойным, а можно это достоинство потерять.
Вообще, очень интересна миссия, оставленная Христом всем нам. Для основания Церкви Христос Сам ищет последователей – апостолов, которые будут идти в мир и проповедовать Его учение. Это дело очень важное, поскольку христианство во многом является вызовом для устоявшихся взглядов, привычной жизни, сомнительных верований и, казалось бы, эту миссию нужно поручать самым сильным людям планеты Земля. А кому поручает ее Христос? Неграмотным рыбакам, непочитаемым женщинам и в целом – людям, которые далеки от власти и какого-то общепризнанного авторитета, не обладают никакими особенными знаниями и талантами. Следовательно, миссия распространения христианства – дело не просто свободного человека, но человека, который наполнил свою душу и сердце Евангелием, словом Христовым, и который готов постараться быть отражением (в меру своих сил – слабым или более ярким) этого Евангелия. И поскольку Христос говорит: будьте как дети (Мф. 19, 14), то вместить красоту Евангелия и все христианские добродетели, особенно смирение, способен только человек с простым, по-детски чистым сердцем.
Мы много о себе думаем (см. Рим. 12, 3), – говорит апостол Павел в Послании к Римлянам. Действительно, самомнение способно стать преградой на пути распространения христианства. Подобно тому, как человек, заботясь о какой-нибудь высшей цели науки, может перевести все стрелки на себя, свой авторитет, так и звание миссионера может быть подпорчено по внутренним причинам.
Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4, 1-3).
Для того чтобы эту сложную миссию такому хрупкому (в первую очередь в духовном плане) существу как человек, пронести, и спустя столетия, даже тысячелетия, попытаться людям объяснить, в чем суть учения Христа, необходимо умение подражать Самому Христу. А чтобы избежать высокого мнения о себе, безграничного эгоизма и желания жить так, чтобы мир был тебе что-то должен, апостол Павел предлагает в качестве лекарства смиренномудрие и вводит новый образ Церкви – единство тела и духа.
Не дай Бог представить, чтобы в нашем организме клетки начали спорить о главенстве тех или иных органов, – все понимают, что именно единство организма дает человеку возможность жить и действовать. Так и в христианском организме, называемом Церковью, Главой которой является Христос, невозможно представить, чтобы люди начали делиться на касты более благородных – избранных и менее значимых, ибо, по слову апостола Павла, мы – единый организм и во всех нас одно тело и один дух (Еф. 4, 4).
Следовательно, сколько бы времени не прошло, Христос сумеет являть Себя миру, пускай и через несколько ущербных, но стремящихся быть настоящими миссионеров – «прожекторов» Своего учения, которыми являемся и мы с вами, дорогие братья и сестры.
Но чтобы не навредить этому делу, ведь оно, безусловно, спасительное и великое, необходимо устранить в себе главную преграду – эгоизм и самомнение, ведь именно эти качества в первую очередь закрывают от нас сердце другого человека и мешают ему принять Евангелие. Ибо как еще человек сможет узнать Христа, если не посмотрит на нас? Как еще он сможет понять, что христианство является истинным и спасительным, если оно не преображает нашу жизнь? Как еще человек сумеет жить жизнью Христовой, если он не увидел и в нас этой жизни? Аминь.