«Наша брань не против крови и плоти» (проповедь)

Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, Еф. 6, 10-17

Во имя Отца и сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, мы сегодня слышали из уст апостола Павла некий призыв к борьбе. Это само по себе удивительно, потому что его Учитель и Бог, наш Господь и Спаситель, призывает к высшей степени любви не только по отношению к тем людям, которые холодны к нам, но и к тем, кто являются по статусу врагами – любите врагов ваших (Мф. 5, 43). Давайте попытаемся разобраться.

Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 11). Мы часто удивляемся: откуда в нас этот аккумулятор вражды, который может привести к серьезным конфликтам? Источником вражды может быть гнев. Действительно, неуправляемый гнев приводит к тяжким последствиям, но, если Господь по своему замыслу творил человека цельным, то откуда он во мне, изначально светлом? Вероятно, в ходе своего удаления от Бога мы что-то перепутали. По замыслу Бога, гнев – не источник нашей вражды и будущих конфликтов, а нормальная реакция на то, чтобы отбросить все совершенно неполезное и ненужное.

Если рядом злая собака, мы не будем приближаться к ней и совать руку. Если мы чувствуем, что к нам «заползает» какой-то грех, то естественная реакция человека – с гневом оттолкнуть его: «Уйди, пошел прочь!» И эта реакция служит правильным барьером, чтобы человек не принял ту самую мысль, которая испортит его устремления, действия, и в конечном итоге породит грех, который отводит от Бога и Церкви. Вот для чего человеку нужен гнев – правильная реакция на ту заразу, которая может привести к духовной гибели.

Если мы вернемся к мысли апостола Павла, собственно, жизнь человеческая – это постоянная борьба внутри себя, необходимость выбора между тем, «что такое хорошо и что такое плохо?», как у Маяковского. Глупо полагать, что в наших действиях виновато тело. Оно сплошь послушно высокоточному калькулятору – мозгу, который посредством нервной системы передает соответствующие импульсы. Понятно и то, что не чувства «накручивают» наше сердце, чтобы оно могло породить тот самый гнев, а мысль, которая становится нашей. Поток выбора мыслей бесконечно широк, но все ли из них одинаково полезны? Именно в этом смысле апостол Павел говорит, что наша вражда не против того, что телесное, вещественное, временное, тактильно ощутимое, нет, – наша брань… против духов злобы поднебесных.

Если же мы насмотрелись средневековых картинок и представляем искушения от дьявола в виде каких-то чудищ, приведений или всего того, чем бывает наполнена детская Комната страха, это просто смешно. Господь дает только частично возможность действовать падшему ангелу – и то, до времени. Поскольку человек должен научиться делать выбор в сторону добра в абсолютной свободе, для этого у него должен быть и полюс со знаком «минус». И, тем не менее, главное оружие сатаны – не книжные «страшилки», а умение подсунуть мысль, которая может стать моей. Чаще всего это мысль оптимального сопротивления: «Почему именно сегодня? Не парься, сделаешь ты это завтра…» Или, наоборот: «Это – твоё, твоя цель! Не останавливайся ни перед чем!..» (не важно, по скольким «головам» ты для этого пройдешь). Все эти мысли мы можем принять, ибо в абсолютной свободе с выбором мы не всегда справляемся.

Что же делать? Всегда есть лекарство, ибо там, где есть свет, уже не может быть тьмы. Обратимся к словам апостола Павла: Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Лк. 13-17).

То есть все то, что нам предлагает Церковь, которая есть единый организм, соединенный Христом, что несет человеку встречу с Богом, является противоядием или самым мощным фильтром, чтобы мы могли сделать правильный выбор. Следовательно, соединившись в этом желании с Церковью, в попытке уловить волю Божию, мы действительно приобретаем не только способность отсеивать ненужные мысли и, как следствие, правильно действовать, но и самое главное – возможность обрести спасение и жизнь вечную. Аминь.


Последние новости

Фотоконкурс «Семья в храме»

Фотоконкурс «Семья в храме» проводится Организатором — Фондом Архангела Михаила в поддержку Года семьи, объявленного в 2024 в Российской…

Окт 5, 2024

Краткосрочные образовательные программы Московской духовной академии

Московская  духовная академия приглашает пройти обучение по краткосрочным программам дополнительного образования в старейшем духовном учебном заведении, расположенном в…

Окт 5, 2024

Памяти митрополита Вениамина (Федченкова)

4 октября 1961 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, отошел ко Господу митрополит Вениамин (Федченков). Последние годы…

Окт 4, 2024

В дни празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

В дни празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, подходя к распятию, которое положено в центре храма, мы…

Окт 2, 2024
 
«Наша брань не против крови и плоти» (проповедь) — Клин православный