Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 30-ю по Пятидесятнице
Фото: Татьяна Ишина
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, вы, наверное, помните, что последнее воскресенье перед Рождеством Христовым, когда мы вспоминаем святых сродников по плоти Господа нашего Иисуса Христа, называется Неделя святых отец. Сегодня, в первую неделю по Рождестве Христовом, Церковь также вспоминает святых царя Давида и праведного Иосифа, но к этим именам добавляется имя Иакова, брата Господня. Это примеры разного опыта веры, которые нам необходимы и полезны.
Опыт веры людей, ожидавших рождения Мессии, можно назвать «надежда». Это надежда чистая и честная, которая не оглядывается по сторонам, ожидание спасения от греха и смерти.
Опыт веры современников Христа – это, во многом, опыт испытания. Помните, что говорит Христос: нет пророка в своем отечестве (Мф. 13, 57). Поэтому мы не видим в период жизни Христа особой активности его сводных братьев и других родственников отчима Иосифа и Марии, мы видим лишь Мать, которая слагает в сердце Своем (см. Лк. 2, 19) все, что происходит с Ее Сыном.
После смерти Христа мы вновь видим примеры иного опыта веры у людей, которые уже не имели непосредственного общения со Христом. Этот опыт веры как доверие, приятой через Откровение, предельно точно охарактеризовал апостол Павел: Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1, 11-12).
Нам очень сложно представить, каково сводному брату Иакову было смотреть на Христа. Ведь Мария была введена в дом Иосифа, когда его дети были чуть старше ее. И вот Иисус, который рос на глазах Иакова, уже возмужавший, выходит на проповедь и говорит о том, что Он – Христос – Спаситель мира: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется (Ин.10, 9), Я есмь воскресение и жизнь (Ин. 11, 25). Потому мы и не видим явного участия в жизни Христа, а также в событиях снятия со Креста и положения во гроб его сводных братьев – Иуды, Иакова. Не наблюдаем его и в период мучительных сомнений, которым были подвержены ученики Христа в первые сорок дней после Его Крестной смерти. Но мы видим Иакова первым епископом Иерусалима, и это говорит о многом.
Когда христиане были поставлены в статус вредной секты, которая разобщает народ и вводит его в смущение, многие родственники обрубали связи с теми, кто пошел за Христом. Применительно к жизни небольшого города это означает отказаться от бизнеса, недвижимости, всех благ, и, по сути – обречь себя на верную смерть.
Какой подвиг веры мы видим у братьев Господних? Говорят, что колени апостола Иакова были настолько мозолистыми от усердной молитвы, что их называли «верблюжьими». По преданию, он пострадал от рук евреев именно во время молитвы. Его вера, которая была явлена после распятия Христа, свидетельствует о том, что несмотря на то, что при жизни им овладевали явные сомнения, его встреча со Христом и то Евангелие, которое он воспринял, преобразили его до готовности принять мученическую смерть. Так и апостол Павел рассказывает о себе: гонитель христиан, который встретился с Откровением, и с тех пор жил Евангелием, впоследствии стал просветителем языческого мира, основателем всех христианских общин Малой Азии, Балканского и Аппенинского полуостровов.
Для нас, дорогие братья и сестры, это удивительное доказательство тому, что в отношениях со Христом нет ни времени, ни пространства, есть лишь открытое или закрытое состояние нашего сердца, желание или нежелание этой Встречи и в целом нашего спасения. Исследуя опыт веры святых отцев Церкви как надежды и тех, которые явили опыт веры как испытания и доверия всей своей жизнью, мы, конечно, призваны следовать им во имя вечности. Аминь.