• Расписание богослужений

logo


  • Благочиние
    • Храмы благочиния
    • Духовенство Клинского благочиния
    • Новомученики и исповедники Клинские
  • Храм
    • Расписание богослужений
    • Духовенство храма
    • О настоятеле
    • Приходская жизнь
    • История храма
    • Архитектура храма
  • Образование
    • Воскресная школа онлайн
    • Воскресная школа
    • Православная гимназия «София»
    • Богословские курсы
    • Электронная библиотека
    • Проповеди
  • Медиацентр
    • Телепередача «Дорога к храму»
    • Издательство «Христианская жизнь»
    • Книги издательства «Христианская жизнь»
    • Газета «Клин Православный»
  • Вопросы священнику
  • Православный календарь
  • Контакты


Об иконе праздника Крещения Господня

18 января 2020 г.

Автор: протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященского храма г. Клина

Величайший из пророков Ветхого Завета Иоанн Креститель засвидетельствовал окружавшим его людям, что пришедший к нему креститься Иисус есть Сын Божий, берущий на Себя грех мира, есть Свет, просвещающий людей. С этого момента началось общественное служение Спасителя. Об этом историческом событии рассказывает нам икона праздника.

Православная Церковь в своей таинственно-благодатной жизни не только рассказывает о Христе и совершённом Им спасении человеческого рода, но и приобщает христиан к делу обновления человеческой природы силой Божией, делает их духовными участниками священных событий.

Одним из средств освящения верующих является традиционная православная икона – окно в мир Небесного Царства, открывающееся нам во время молитвы.

В центре иконописного образа Крещения Господня, или Богоявления, – Сам Богочеловек Иисус Христос. Он пришел к величайшему пророку Ветхого Завета Иоанну Крестителю, прося у него крещения в водах Иордана, которое тот совершал над людьми, скорбевшими от множества своих грехов и открыто приносившими свое покаяние после погружения в речные воды. Этим они подготавливались к тому духовному очищению и обновлению своих душ, которое будет совершать Сын Божий в Своей Православной Христовой Церкви.

В праздничном богослужении от имени пророка звучат такие слова: «Как светильник может освещать Свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на Себя грехи всего мира, Ты Сам освяти Меня и воды» (вечерняя стихира праздника Крещения в русском переводе).

Христианская жизнь как путь к спасению начинается с таинства Крещения, которое отнюдь не является обычным омовением тела или купанием.

На многих иконах Крещения мы видим символические, соответствующие греческой традиции, изображения реки в виде человека с кувшином (пифосом), изображающим растерянность и изумление, и изображение моря как человека, сидящего на морских животных, быстро удаляющихся в страхе и изумлении. Эти образы выражают мысли древнего псалмопевца: «Море увидело и побежало; Иордан возвратился назад» (Пс. 113, 3). «Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись» (Пс. 76, 17).

Земные воды, некогда райские и живительные, ныне затемненные из-за человеческих грехов, становятся нередко грозными и губительными. Встретившись же со Христом во время Его Крещения, они преобразуются, освящаются. Эти воды становятся носительницами благодати Божией, способными очищать людей, верующих во Христа и Его Евангелие, от греховной нечистоты.

В праздничной стихире на литии говорится, что Сын Божий захотел «ради нас сделаться подобным нам и ныне погружается в воды Иордана, не Сам нуждаясь в них для очищения, но в Своем лице устраивая нам возрождение. О, чудо! Переплавляет без огня и воссоздает без разрушения, и спасает крещающихся во имя Его Христос Бог и Спаситель наших душ» (русский перевод). Господь обновляет искаженную грехопадением человеческую природу через погружение в Иорданские воды. Он делает их живительными и освящающими духовную чистоту людей. Для этого, быв и оставась Богом, Сын Божий становится человеком. Он открывает вечные истины нам, людям, заблудившимся во тьме грехов и ошибок, просвещает находящихся в духовном мраке. «Ныне Владыка погребает в водах человеческий грех». «Ныне Владыка пришел освятить водную природу» (запевы на 8-й песни утрени Крещения в русском переводе).

С тех пор в церковном богослужении Сам Иисус Христос освящает воды в день Крещенского сочельника, а также в сам день праздника, делая их такими же иорданскими водами, как те, в которые Он погружался две тысячи лет назад.

Подобное же происходит и с водой, освящаемой при совершении таинства Крещения.

Рядом со Спасителем на иконе часто изображаются склонившиеся в трепете и изумлении ангелы, удивляющиеся и радующиеся смирению и любви своего Владыки – Творца мира.

В верхней части праздничного образа мы видим символ небесной сферы, откуда раздается голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Эти слова обращены ко всем народам земли: во Христе нам открывается любовь Божия, и только через живую связь с Богочеловеком можно прийти к Богу и обрести вечную жизнь.

В праздничном тропаре возвещается: «На Иордане во время Крещения Твоего, Господи, открылось поклонение Троицы; ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтвердил истину слова. Явившийся, Христе Боже, и мир просветивший, слава Тебе» (русский перевод).

Образ Крещения Господня не только рассказывает об этом удивительном событии, но и в полном смысле является иконой Новозаветной Троицы.

Перед нашим духовным взором является воплотившийся и ставший Человеком Сын Божий, мы слышим сердцем слова Бога Отца, указывающие нам на Христа, и видим Того, Кого в принципе нельзя увидеть: Духа Святого, Который как бы в виде голубя свидетельствует миру о Спасителе, подтверждая слова Бога Отца. По этой причине праздник Крещения называется еще и Богоявлением.

Нередко на иконах Крещения изображаются дерево и лежащая рядом секира (боевой топор). Это грозный символ Божьего суда: если народ или отдельные люди не приносят доброго плода богоугодных дел и благочестия, они срубаются, как засохшие деревья, уступая место другим на земле. О вечной участи таковых лучше и не рассуждать…

Бог – Источник жизни – открывает нам Себя, чтобы в Нем мы обрели вечную жизнь и с Его помощью исправляли жизнь земную.


Просмотров: 12

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ

  • Видеосюжеты
    • Телепередача «Дорога к храму»
    • Программа «Малая лепта»
    • Программа «Русское сердце»
    • Выбор редакции
  • Новости благочиния
  • Проповеди
  • Статьи
    • Как мы веруем
    • Духовное просвещение
    • Из церковной жизни
    • Здоровье душевное и телесное
    • Литература, искуcство
    • Осторожно: секты
    • От иллюзий к реальности
    • Семья
    • Церковные праздники
    • Церковные таинства
    • Церковь и общество
  • Вопросы священнику

КНИГИ НАШЕГО ИЗДАТЕЛЬСТВА

АКТУАЛЬНО

  • Свободна ли воля человека?
  • О прейскурантах и пожертвованиях
  • Гражданский брак: разве плохо, что мы любим друг друга?
  • Бог-Любовь и существование зла в мире
  • Жить по воле Божией
  • Как для святого может быть приемлемо убийство?
  • О правильном отношении к смерти
  • Жизнь с ребенком-инвалидом
  • Благословляет ли Церковь войну?
  • Является ли грехом обращение к целительнице?
  • Привороты
  • Что такое святость и достижима ли она?
  • О пастырском окормлении женщин, совершивших аборт
  • Символика цвета богослужебных облачений

RSS ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

  • В Российской академии образования состоялась конференция «Православные монастыри в истории российской государственности» 30.09.2023
  • В СПбДА прошла ХV международная научно-богословская конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки» 30.09.2023
  • Митрополит Ставропольский Кирилл принял участие в IV Всероссийском слете казачьей молодежи 30.09.2023
  • Председатель ОВЦС выступил на XV Генеральной ассамблее Христианской конференции Азии 30.09.2023
  • Наместник Данилова ставропигиального монастыря г. Москвы совершил чин основания храма в Преображенском скиту обители 30.09.2023

Поиск по сайту


Расписание богослужений


 by uTema.ru