• Расписание богослужений

logo


  • Благочиние
    • Храмы благочиния
    • Духовенство Клинского благочиния
    • Новомученики и исповедники Клинские
  • Храм
    • Расписание богослужений
    • Духовенство храма
    • О настоятеле
    • Приходская жизнь
    • История храма
    • Архитектура храма
  • Образование
    • Воскресная школа онлайн
    • Воскресная школа
    • Православная гимназия «София»
    • Богословские курсы
    • Электронная библиотека
    • Проповеди
  • Медиацентр
    • Телепередача «Дорога к храму»
    • Издательство «Христианская жизнь»
    • Книги издательства «Христианская жизнь»
    • Газета «Клин Православный»
  • Вопросы священнику
  • Православный календарь
  • Контакты


Джузеппе Сарти: к 290-летию со дня рождения композитора

29 января 2020 г.

Автор: священник Анатолий Трушин, преподаватель КДС, певчий Хора духовенства Московской епархии, клирик Зачатьевского храма города Чехов

Джузеппе Сарти родился 1(12) декабря 1729 г. в итальянском городе Фаэнце в семье ювелира. Начальное музыкальное образование получил в церковно-певческой школе, а в дальнейшем брал уроки у профессиональных музыкантов – Франческо Антонио Валлотти [1] в Падуе и у Джованни Баттиста Мартини [2] в Болонье. Уже к концу 1740-х гг. Сарти получил должность органиста в кафедральном соборе Фаэнцы, однако в 1750 г. оставил ее с намерением посвятить себя опере. В 1752 г. в Венеции была поставлена первая достоверно известная опера Сарти «Король-пастух». В том же году он был приглашен в Копенгаген капельмейстером итальянской оперной труппы и начал сочинять наряду с итальянскими операми зингшпили на датском языке [3]. Наряду с сочинением композитор занимался и педагогической деятельностью. Одно время он давал уроки пения даже датскому королю. В 1772 г. итальянская антреприза потерпела крах, у Джузеппе оказался крупный долг и в 1775 г. по приговору суда он вынужден был покинуть Данию. В следующее десятилетие жизнь Сарти была связана в основном с двумя городами Италии: с Венецией в период с 1775 по 1779 гг., где он являлся директором женской консерватории, а также, в период с 1779 по 1784 гг., с Миланом, где он был капельмейстером собора. Творчество композитора в этот период достигает европейской славы – его оперы ставятся на сценах Вены, Парижа, Лондона. В 1784 г. по приглашению Екатерины II Джузеппе Сарти прибыл в Россию. По дороге в Петербург, в Вене, он встретился с Вольфгангом Амадеем Моцартом, который внимательно познакомился с его сочинениями [4]. Занимая в России должность придворного капельмейстера, Сарти создал 8 опер, балет и около 30 произведений вокально-хорового жанра. Композиторские успехи в России сопровождались успехами и его придворной карьеры. Однако трения, возникшие между звездами оперной труппы, и приведшие к отъезду приглашенного по предложению Джузеппе известного солиста Луиджи Маркези, вынудили композитора подать в отставку, которая, однако, не вызвала его возвращения в Италию: Джузеппе перешел на службу к Григорию Потемкину и в течение трех лет работал главным образом на юге России в потемкинских имениях. В 1790 г. композитор вернулся в Петербург к обязанностям придворного капельмейстера. По заказу Екатерины II вместе с Карло Каноббио [5] и Василием Алексеевичем Пашкевичем [6] он принял участие в создании и постановке грандиозного спектакля на текст императрицы с вольно истолкованным сюжетом из русской истории – «Начальное управление Олега». После смерти Екатерины II служил там же при императоре Павле I, который пожаловал Сарти высокий чин коллежского советника и две подмосковные деревни – Становую и Паткино (в Софьинской волости Бронницкого уезда). Последние годы жизни композитор занимался теоретическими исследованиями по акустике и, среди прочего, установил частоту так называемого «петербургского камертона». Петербургская Академия наук высоко оценила научные труды Сарти и избрала его своим почетным членом. В середине 1802 г. Сарти решил вернуться на родину, но по дороге заболел и скоропостижно скончался 28 июля (8 августа) 1802 г. в Берлине. Советский и российский музыковед Юрий Александрович Фортунатов отмечает, что «Дж. Сарти в России являлся как бы светочем культуры и своего рода образцом того мастерства, к которому следует стремиться. Монументальный стиль композитора прослеживается и в его ораториальных сочинениях, посвященных победам русского оружия. Они подготовили собой создание ряда известных музыкальных произведений, среди которых важное место занимает оратория С.А.Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» на слова Н.А.Горчакова, считающаяся первой русской ораторией».* * * Во время своего пребывания в России Джузеппе Сарти часто обращался к литургическим и богослужебным текстам Православной Церкви. Стоит отметить, что большинство из его произведений такого рода написаны в стиле западного, т.е. латинского богослужения. Но это не делает их менее ценными с музыкальной точки зрения. Каждое из этих песнопений является значимым в «сокровищнице» русской истории духовной музыки. Многие духовные сочинения хранятся в рукописи (в основном в СанктПетербурге) и до сих пор не опубликованы. Перу Сарти принадлежат: Херувимская, пасхальный концерт «Радуйтеся, людие!» на текст стихиры из пасхальной заутрени, «Благослови, душе моя, Господа» (предначинательный псалом из Всенощного бдения), хоровой концерт «Плачу и рыдаю», шестиголосный партесный концерт «Отрыгну сердце мое», великопостное богослужебное песнопение «Ныне силы небесныя», три хоровых концерта «Тебе Бога хвалим», два концерта на текст великого славословия «Слава в вышних Богу», «Господи, воззвах к Тебе» и т. д. Также им были написаны оркестровые произведения, в основе которых использовались богослужебные тексты: концерт для двойного хора и оркестра «Господи, помилуй», «Помилуй мя, Боже» для струнного ансамбля, клавесина и хора, а также «Слава в вышних Богу». По своей форме они сложны для исполнения. Так, например, в оратории «Слава в вышних Богу» привлекалось свыше трехсот музыкантов. В самой партитуре оратории сорок строк; двойной состав хора, двойной состав оркестра, роговой оркестр, батареи пушек и пиротехники, нотированные на отдельных (дополнительных) строках.

__________

[1] Франческо Антонио Валлотти (11 июня 1697 – январь 1780) – итальянский музыкальный теоретик, композитор, педагог.

[2] Джованни Баттиста Мартини (24 апреля 1706 – 4 октября 1784) – итальянский композитор, музыковед, педагог, капельмейстер, певец, скрипач и клавесинист. Известен как «падре Мартини».

[3] Среди музыкального мира считается, что своим творчеством Сарти во многом положил начало датской опере.

[4] Впоследствии Моцарт использовал одну из оперных тем Сарти в сцене бала «Дон Жуана». Со своей стороны, не оценив гения композитора или, может быть, испытывая тайную зависть к таланту Моцарта, Сарти год спустя опубликовал критическую статью о его квартетах.

[5] Карло Каноббио (1741– 7 марта 1822) – виртуозный скрипач и композитор, игравший в придворном оркестре в Санкт-Петербурге.

[6] Василий Алексеевич Пашкевич (1742 – 9 марта 1797) – русский композитор, дирижер, скрипач, певец и музыкальный педагог, один из создателей русской национальной оперы.

Список использованной литературы

1. Иванов-Борецкий М. Джузеппе Сарти в России. М., 1935.

2. Порфирьева А. Сарти. Энциклопедический словарь. XVIII век. СПб.: Композитор, 1999.

3. Рыцарева М. Российский хоровой концерт второй половины XVIII века. Киев. 1989.

4. Степанов А. Композитор Сарти и его вклад в русскую культуру XVIII в. Л., 1984.

Источник: mepar.ru


Просмотров: 50

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ

  • Видеосюжеты
    • Телепередача «Дорога к храму»
    • Программа «Малая лепта»
    • Программа «Русское сердце»
    • Выбор редакции
  • Новости благочиния
  • Проповеди
  • Статьи
    • Как мы веруем
    • Духовное просвещение
    • Из церковной жизни
    • Здоровье душевное и телесное
    • Литература, искуcство
    • Осторожно: секты
    • От иллюзий к реальности
    • Семья
    • Церковные праздники
    • Церковные таинства
    • Церковь и общество
  • Вопросы священнику

КНИГИ НАШЕГО ИЗДАТЕЛЬСТВА

АКТУАЛЬНО

  • Свободна ли воля человека?
  • О прейскурантах и пожертвованиях
  • Гражданский брак: разве плохо, что мы любим друг друга?
  • Бог-Любовь и существование зла в мире
  • Жить по воле Божией
  • Как для святого может быть приемлемо убийство?
  • О правильном отношении к смерти
  • Жизнь с ребенком-инвалидом
  • Благословляет ли Церковь войну?
  • Является ли грехом обращение к целительнице?
  • Привороты
  • Что такое святость и достижима ли она?
  • О пастырском окормлении женщин, совершивших аборт
  • Символика цвета богослужебных облачений

RSS ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

  • В Томской духовной семинарии прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Светское право и экономика в современной жизни Церкви» 10.06.2023
  • Предстоятель Русской Церкви совершил освящение Вознесенского храма в Тобольске 10.06.2023
  • Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства передал медицинское оборудование Центральному военному госпиталю имени А.А. Вишневского 09.06.2023
  • Председатель Синодального миссионерского отдела выступил на конференции в Московском финансово-юридическом университете 09.06.2023
  • Состоялось очередное заседание коллегии Издательского Совета по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке 09.06.2023

Поиск по сайту


Расписание богослужений


 by uTema.ru