В ожидании Спасителя
Автор: протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма с. Ивановского Московской области
В юности жизнь представляется бесконечной. Старость так далеко, что трудно поверить, будто она когда-нибудь вообще наступит. Однако с течением лет все чаще посещает мысль: «Жизнь идет. А куда она идет?» Эту мысль легко отгонять, когда ждешь от ближайшего будущего чего-то радостного, когда впереди, например, свадьба или рождение первого ребенка… А что будет за этим? За всем этим?!
Особенно горько и болезненно такие мысли переживаются теми, у кого жизнь, что называется, не удается: кого не радует дело, которым он занимается, не радует спутник, с которым ему довелось идти по жизни, кто с годами все яснее видит, что все у него складывается совсем не так, как он предполагал в молодые годы. Позади – цепь разочарований и обманутых надежд. А впереди? Неужели смерть – и больше ничего?
Празднуя Сретение Господне, мы вспоминаем человека, у которого этих проблем не было. Он прожил долгую жизнь и ждал прихода в мир Спасителя. О том, что Он обязательно придет, верующим было открыто, но оставалось тайной, когда это будет. А старцу Симеону было открыто: «Дождешься!» Ему было предсказано, что он не умрет, пока своими глазами не увидит Спасителя. И с тех пор вся его жизнь стала непрестанным ожиданием, и достаточно долгим. Для Симеона встреча со Христом означала встречу со смертью. А потому смерть не только не пугала старца, но была желанной. Когда на сороковой день после Рождества Иосиф и Мария принесли Младенца для совершения законного обряда, пришел в храм по внушению свыше и Симеон. Он взял Ребенка на руки, благословил Его и произнес слова, ставшие одним из любимых песнопений Православной Церкви: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» То есть, «Ныне Ты отпускаешь раба Твоего, Владыко, по обещанию Твоему, с миром, потому что мои очи видели спасение Твое, которое Ты приготовил пред лицом всех людей, – свет к просвещению народов и славу Твоего народа Израиля».
Смысл встречи Симеона с Младенцем Христом в Иерусалимском храме может быть понят только тем, кто сам пережил подобную встречу. Как бы удачно, как бы успешно ни складывалась наша жизнь, но если мы пройдем в ней мимо Христа и не заметим Его, самого главного в ней не произойдет. И тогда приближение к смерти томит и ужасает человека.
Тот, кто встретил в своей жизни Христа, и живет, и умирает совсем с другими чувствами. Чем явственнее была наша Встреча, чем более наполнена ею жизнь наша, тем более будут походить наши чувства на чувства праведного Симеона.
Одна пожилая женщина как-то призналась мне: «Батюшка, если бы вы знали, как мне нравится стареть!» Слова эти покажутся странными для многих, но не для тех, для кого старение означает приближение самой главной, самой радостной встречи.