Автор: протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященского храма г. Клина
Подготовка к Великому посту начинается задолго до его начала. Вторая подготовительная неделя (всего их четыре) называется «Неделей о блудном сыне». В воскресный день в храме звучала замечательная по своей глубине притча Спасителя.
Свое учение о Боге и Его взаимоотношениях с человеком Иисус Христос большей частью открывал в притчах, т.е. образным, иносказательным языком. Одна из них, очень значимая, изложена в Евангелии от Луки и называется обычно притчей «О блудном сыне» (Лк. 15, 11–32). Мы сейчас коснемся только одной ее стороны – пути возвращения грешного человека к Богу.
В притче рассказывается об отце и двух его сыновьях. У них есть своя земля, которую они обрабатывают. Шесть дней в неделю трудятся все: отец, оба сына, им помогают и несколько наемных рабочих.
По существовавшим тогда законам, после смерти хозяина его наследство получают сыновья, причем старший сын должен получить две трети отцовского имущества, а младший – одну треть.
Чтобы жить сыто и благополучно, все члены семьи должны хорошо трудиться, тем более что хозяйство у них общее. Однако младший сын начинает тяготиться ежедневным трудом с одним лишь днем для отдыха и веселья. Он считает, что, имея крупный земельный надел плодородной земли в теплом климате, можно жить за счет своего имущества без большого напряжения собственных сил и гораздо веселее. По его мнению, счастье – это развлечения, беззаботная веселая жизнь, пирушки и соответствующие друзья с девицами легкого поведения. Но когда же ему достанется наследство? Отец-то обладает крепким здоровьем и умирать не торопится. Зажился старик!
Тогда младший сын решается на отчаянный шаг: просит отца выделить причитающуюся ему часть наследства, как будто тот уже умер, и отпустить его на все четыре стороны. Отец мог выгнать его из семьи, вообще ничего не дать. Но опытный и мудрый человек понимает, что если сын разлюбил его, то заставить любить невозможно. Любовь – свободный дар человеческого сердца. Поэтому он выполняет просьбу младшего сына, отпускает его из семьи с деньгами, соответствующими его доле наследства.
И вот – желанная свобода жить, как хочется! Счастье! Яркая жизнь, благо деньги в кармане, веселые подруги и шумные друзья. Все прекрасно! Но вот… полез однажды в карман за деньгами, а там пусто. Все деньги так быстро растратились – даже не заметил как… А кушать хочется! Помогут друзья и подруги? Но где же они? Дружба за деньги – ненадежная вещь. Один в чужой стране, без дома, без друзей и родных – а есть по-прежнему хочется… Пусто стало в жизни, серо и холодно. Даже на приличную работу никто не берет, никому он не нужен.
Наконец-то повезло: нашлась, правда, самая позорная для еврея работа – пасти свиней. Жилье – в сарае со свиньями. Еда – только впроголодь, даже от полусъедобной пищи, которую хрюшкам дают, ему немного перепадает. Грязный, оборванный, голодный… Разве это та «свобода» и то счастье, о которых он мечтал? Не жизнь, а скотское существование. А дальше что? Дома-то у отца все трудятся, имеют свое жилье, сыты, одеты и, как наконец-то стало понятно, счастливы…
О чем же говорит нам Христос? Какое отношение к нашей жизни имеет притча «О блудном сыне»?
Отец – это Бог, сотворивший нас для подлинного, вечного счастья. Это счастье невозможно без любви к Богу и людям. Любовь же невозможна без свободы и права свободного выбора. Наследство, или сокровище наше, – это все, чем Бог нас одарил: жизнь, душевные и телесные силы, ум, способности, знание, возможность любить и быть счастливыми.
Если мы вместе с Богом пользуемся полученными от Него дарами, они возрастают, и мы обретаем смысл жизни – радостное бессмертие; земная жизнь, несмотря на все трудности, согревается Божией любовью и Отеческой поддержкой. Получив от Бога бесценные дары, человек часто начинает смотреть на них как на исключительно свою собственность: это мои способности, мой талант, мое знание, мое искусство, мой подвиг, моя заслуга, мое достоинство, мое богатство!
По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «растрата имения – истощание (оскудение) сил ума, сердца и тела… Нищета младшего сына – это пустота души, образующаяся от греховной жизни». Та далекая, казавшаяся прежде гостеприимной, страна – это удаление и отчуждение человеческого сердца от Бога. А человек, пасущий свиней в далекой стране и питающийся скотской пищей, – прежде всего тот, кто всецело увлечен и занят земными делами. До Бога, до души ему дела нет, однако нет и подлинной радости. Человеческое сердце сжимается в страшной пустоте и бессмысленности своего существования. Так уж устроена Богом человеческая душа, что она нуждается в нетленной и небесной пище и ищет ее. Не находя ее ни в чем земном, человек пытается утолять духовный голод всякими эрзацами – заменителями подлинной радости и вечного счастья. Однако все это, по сути, – пустота и рассеивается, как дым, оставляя человека в бессмыслице его жизни перед страхом неизбежного конца и потери всех и всего.
«Придя в себя…» Это очень тонкое замечание, подразумевающее, что человек, который живет без Бога, находится вне себя, и себя, свое истинное Я он может обрести только с Богом и в Боге» (архим. Ианнуарий (Ивлиев)). Придя в себя, человек твердо решает вернуться к Богу – своему Небесному Отцу. Ему страшно и стыдно, ведь он предал своего Творца и беспутно растратил силы и годы жизни, но в глубине сердца остается генетическая память: «Бог нас любит». Страшно и стыдно, но надо возвращаться в родной дом – Христову Церковь, к Богу.
Примет ли Небесный Отец Свое заблудившееся чадо?
К Богу невозможно прийти формально, оставшись таким, каким был. Но именно кающийся от всего сердца человек, имеющий решимость и добрую волю уйти от греха, приходит к Богу.
В евангельской притче сказано, что отец все время ждет возвращения своего блудного сына; увидев его издалека, с радостью бежит ему навстречу, обнимает, целует и принимает в свою семью. Он приказывает слугам принести ему ту прежнюю одежду, в которой он ходил раньше дома, т.е. возвращает ему сыновнее достоинство. Здесь под слугами Божиими имеются в виду священники, которые евангельскими словами и святыми таинствами очищают и освящают душу человека.
Радость и веселие в отцовском доме – Церкви Христовой, потому что младший сын «сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 32).
Бог ждет возвращения к Себе каждого заблудившегося в жизни человека. Главное, чтобы была решимость идти к Небесному Отцу с искренней верой и глубоким покаянием.
Евангелие укажет верный путь, а Православная Церковь поможет привести душу в порядок, чтобы радостная встреча с Богом обязательно состоялась в земной жизни раскаявшегося человека.