• Расписание богослужений

logo


  • Благочиние
    • Храмы благочиния
    • Духовенство Клинского благочиния
    • Новомученики и исповедники Клинские
  • Храм
    • Расписание богослужений
    • Духовенство храма
    • О настоятеле
    • Приходская жизнь
    • История храма
    • Архитектура храма
  • Образование
    • Воскресная школа онлайн
    • Воскресная школа
    • Православная гимназия «София»
    • Богословские курсы
    • Электронная библиотека
    • Проповеди
  • Медиацентр
    • Телепередача «Дорога к храму»
    • Издательство «Христианская жизнь»
    • Книги издательства «Христианская жизнь»
    • Газета «Клин Православный»
  • Вопросы священнику
  • Православный календарь
  • Контакты


Марко Тайчевич: к 35-летию со дня смерти композитора

10 апреля 2020 г.

Автор: священник Анатолий Трушин, преподаватель КДС, певчий Хора духовенства Московской епархии, настоятель храма иконы Божией Матери «Споручница грешных» села Скурыгино Чеховского района

Марко Тайчевич родился 29 января (10 февраля) 1900 г. в городе Осиека Хорватского королевства Австро-Венгерской империи.

Свое начальное музыкальное образование юный Марко получил в хорватском музыкальном институте, где обучался по классу скрипки. Однако обучение музыке прервалось в связи с начавшейся Первой мировой войной.

В 1920 г. он отправился в Прагу для дальнейшего обучения музыке, которую изучал там у известного чешского композитора Вацлава Степана. К сожалению, уже через год из-за недостатка средств Марко был вынужден переехать к друзьям в Вену, где продолжил свое музыкальное образование. Здесь композитор брал уроки у Иосифа Маркса и Макса Спрингера. Спустя некоторое время он покинул Вену и возвратился на родину.

В Загребе произошел музыкальный дебют Тайчевича. Совместными усилиями с другими композиторами был подготовлен концерт из цикла «Наш фольклор», премьера которого состоялась в 1923 г. Для этого концерта каждый из композиторов написал новые песни для голоса и фортепиано, в основе которых должны были лежать народные мотивы и музыка. Марко сочинил шесть замечательных миниатюрных песен по этому случаю, и исполнение одной из них было настолько успешным, что в тот же вечер публика четыре раза попросила его на бис.

В период с 1924 по 1940 гг. он работал в нескольких музыкальных школах Загреба в качестве учителя по классу скрипки и гармонии. Преподавательскую деятельность он совмещал с сочинением собственной музыки и написанием музыкально-критических статей. С другими коллегами Загреба он помог сформировать музыкальную школу имени Ватрослава Лисинского.

Помимо преподавания и собственного музыкального творчества, Тайчевич был дирижером нескольких хоров в Загребе: «Балкан», «Сербско певацко друштво» и «Слога». В 1940 г. он переехал в Белград, где продолжил свою дирижерскую деятельность. Его последний концерт в качестве дирижера хора был дан в 1945 г. с Центральным хором Белграда, который только что был освобожден от немцев. Переезд в Белград не остановил Тайчевича от преподавательской деятельности, так как в 1945 г. он стал профессором теории и композиции в белградской Академии музыки, где оставался до своей кончины. За это время им было опубликовано несколько книг по теории и гармонии музыки. Его книга «Основы теории музыки» широко использовалась в музыкальных школах Югославии.

О дальнейшей жизни композитора практически никаких сведений не имеется. Однако доподлинно известно, что за этот период времени им было написано много различных сочинений.

Всего композитором было написано пятьдесят четыре композиции, включая произведения для сольного голоса, хора, камерного оркестра, струнных, деревянных духовых и фортепиано. Он написал шесть произведений для струнных, четыре из них для трех скрипок или струнного оркестра. «Чакона» – единственное его произведение для скрипки соло, а единственной работой для духовых инструментов является «Прелюдия». Вокальные произведения занимали творчество Тайчевича на протяжении всей жизни. Композитор писал песни для сольного голоса с фортепиано, а также для женских, мужских, детских и смешанных хоров. Последним музыкальным произведением является пьеса для смешанного хора «Загорская рапсодия» 1979 г.

Фортепианные произведения были основным композиционным направлением Марко до Второй мировой войны. В послевоенные годы он стал чаще сочинять для струнных, вспоминая свои первые музыкальные шаги со скрипкой в качестве инструмента. К этому же периоду относится и написание им духовных песнопений.

19 июля 1984 г. Марко Тайчевич скончался в Белграде, где и был похоронен.

Вообще, характеризуя жизнь и творчество Тайчевича, хотелось бы упомянуть слова одного из его учеников, к сожалению, анонимного, сказанные в надгробном слове композитору: «Он любил работать медленно и осознавал ответственность за подписание своим именем выполненной работы. Аутентичный стиль Тайчевича выражен через малые формы, в основном миниатюры, сольные песни и подобные короткие пьесы. Для многих критиков он был «превосходным мастером миниатюры». Однажды композитор упомянул, что был поражен силой и глубиной некоторых миниатюр, таких как прелюдия Шопена до минор, соч. 28 №20 или менуэты Баха. Такой тип композиций был, вероятно, важным вдохновением для его собственных композиций».

Вниманию читателя мы предлагаем сочинение Марко Тайчевича «Приидите, поклонимся» из чинопоследования Божественной литургии. Мы же в свою очередь сделали переложение этого песнопения для мужского хора.

Список использованной литературы

1. Krleza М. Marko Tajcevic. Croation: Croation Encyclopedia, 2019.
2. Перичич В. Создатели музыки Сербии. Белград, 1969.

Источник: mepar.ru


Просмотров: 50

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ

  • Видеосюжеты
    • Телепередача «Дорога к храму»
    • Программа «Малая лепта»
    • Программа «Русское сердце»
    • Выбор редакции
  • Новости благочиния
  • Проповеди
  • Статьи
    • Как мы веруем
    • Духовное просвещение
    • Из церковной жизни
    • Здоровье душевное и телесное
    • Литература, искуcство
    • Осторожно: секты
    • От иллюзий к реальности
    • Семья
    • Церковные праздники
    • Церковные таинства
    • Церковь и общество
  • Вопросы священнику

КНИГИ НАШЕГО ИЗДАТЕЛЬСТВА

АКТУАЛЬНО

  • Свободна ли воля человека?
  • О прейскурантах и пожертвованиях
  • Гражданский брак: разве плохо, что мы любим друг друга?
  • Бог-Любовь и существование зла в мире
  • Жить по воле Божией
  • Как для святого может быть приемлемо убийство?
  • О правильном отношении к смерти
  • Жизнь с ребенком-инвалидом
  • Благословляет ли Церковь войну?
  • Является ли грехом обращение к целительнице?
  • Привороты
  • Что такое святость и достижима ли она?
  • О пастырском окормлении женщин, совершивших аборт
  • Символика цвета богослужебных облачений

RSS ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

  • В рамках Рождественских чтений в Московском университете МВД России состоялось заседание секции «Глобальные вызовы современности и внутренняя безопасность» 29.01.2023
  • На Сербском подворье в Москве отметили праздник святителя Саввы 29.01.2023
  • Актуальные вопросы больничного служения обсудили на Рождественских чтениях 29.01.2023
  • В рамках Рождественских чтений состоялся мастер-класс образовательной платформы «Клевер лаборатория» 28.01.2023
  • В Николо-Угрешской духовной семинарии прошла конференция «Искусство Церкви и вызовы модернизма» 28.01.2023

Поиск по сайту


Расписание богослужений


 by uTema.ru