Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, 1 Кор. 15, 1-11
Дорогие братья и сестры, давайте разберем сегодняшний отрывок из 1 Послания к Коринфянам, которое читается за богослужением уже несколько недель.
Коринф – портовый город, наследие эллинистической культуры. Его жители готовы услышать любую новую идею, особенно если их чаяния, духовные запросы оказываются созвучны словам проповедника. Но в этом таится и особенная опасность, поскольку если мне хочется что-то услышать, я в проповеди непременно услышу именно это, а совсем не то, чего от меня требует Господь.
Поэтому в 15-ой главе апостолу Павлу приходится возвращаться к самой главной теме – теме фундамента веры. Без этого основания невозможна ни наша с вами вера, ни вера любого другого человека – будь он из Коринфа или Иерусалима. Апостолу Павлу приходится ввести для нашей твердости первый в истории Символ веры. Да, это самый древний Символ веры, мы его сейчас поем за Литургией, дома повторяем, осмысливаем, и он является основанием нашей веры. Современный текст состоит из двенадцати логически завершенных мыслей, утвержденных Церковью. А у апостола Павла их всего четыре.
Нужно понимать, что есть запрос моей веры, и очень важно, чтобы он был созвучен с тем, что Господь хочет открыть людям о Себе и Своей Церкви. Символ веры должен выражать мои чаяния – чаяния верующего человека.
Послушаем апостола: Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати (1 Кор. 15, 3-5). Итак: «Моя вера, – говорит апостол Павел, – основана на том, что Христос умер за грехи наши». И это тот парадокс, который стал основанием веры христиан. Наше православное богословие решало его в течение нескольких веков, отсекая огромное количество еретиков и сомневающихся. Богочеловек, Творец Вселенной и Создатель меня и всего самого сложного и прекрасного, умирает за мои грехи. Тот Бог, который говорил с Моисеем и с древним еврейским народом, приходит к людям и готов Себя отдать за их грехи. Это первая составляющая Символа веры апостола Павла.
Второе: Он погребен был и Воскрес в третий день. Вопрос воскресения тела – самый больной, краеугольный, острый и основной в моей вере. Ибо все то, что дает человеческое наследие, в том числе в области религиозной мысли, не несет ответа на самый главный вопрос: «А что будет после смерти?» Смерть меня преследует, мне это не нравится, я конечен, но я хочу ее преодолеть. Но что мне нужно для этого сделать? Ни один учитель, ни одна религия не дает ответа на этот вопрос. Это делает Христос, Своим пришествием и Своей смертью показывая нам путь спасения. Возможность для каждого человека обрести спасение, пройдя путь за Христом – третий пункт Символа веры.
И, наконец, четвертое: явился Кифе, потом двенадцати, и многим другим, в том числе, самому апостолу Павлу. Обретение Христом иного обновленного тела – подтверждение наших чаяний о возможности воскреснуть телесно, подобно Христу. Т.е. мои религиозные поиски должны вести не к земным целям – чтобы мне здесь жить «в шоколаде», имея Бога в душе, а когда Он от меня чего-то хочет, говорить: «Подожди, не сейчас, вот с делами разберусь…», ну и так далее. Серьезные запросы верующего человека – смерть и ее преодоление. Христос – Бог – сжимает Себя до размеров человека и показывает мне, как пройти этот путь, говоря: «Следуй за Мной!»
Богочеловек рожден на земле, в ущербном теле, и показывает, как мне прожить без ошибок. Богочеловек берет на Себя мои грехи и умирает за меня, тем самым показывая, что Крестный путь – путь моего спасения. Богочеловек Воскресает в обновленном теле – реализуется мой запрос: «А что будет со мной после смерти: я умру навсегда или навсегда воскресну?» И, наконец, действие Христа в Его Церкви на земле показывает, что Он будет с нами до скончания века. Аминь.