Проповедь священника Сергия Зраева в Неделю 22-ю по Пятидесятнице
Лк. 16, 19-31
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали историю о Лазаре, которую рассказал Господь. В ней привлекает внимание одно обстоятельство. Когда богач уже находится в аду, он просит Авраама послать Лазаря, чтобы предупредить его братьев о предстоящих загробных страданиях: прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк 16, 27-31).
Этот эпизод у многих вызывает недоумение: неужели можно не поверить воскресшему из мертвых? Если есть хоть какая-то возможность избавить людей от страданий, почему ей не воспользоваться?
Ответ очень прост, его дают нам святые толкователи. Дело в том, что каждый воспринимает мир «со своей колокольни»: с высоты своих ценностей, с высоты своей низости, с высоты своих устремлений. Человек судит о происходящем в соответствии с тем, какой опыт он приобрел в жизни.
Все мы слышали фразу: «дети – как пластилин», но на самом деле, это касается не только детей, а относится напрямую ко всем людям вообще. Жизненный опыт меняет человеческую душу, лепит нас, делая либо способными жить в Царствии Небесном, либо нет. И те, кто оказываются к этому неспособными, остаются в аду.
Некоторые святые отцы говорили, что двери ада закрыты изнутри, т.е. пропасть между праведниками и грешниками непреодолима по той простой причине, что находящиеся в аду сами не хотят из него выходить. Люди, которые при жизни не стремились к Богу, и после смерти не смогут этого сделать, даже если увидят те страдания, которые придется терпеть. Так устроена наша жизнь.
Об этом Господь говорит в притче о Сеятеле, под которым подразумевает Себя. Семя евангельской истины попадает на разную почву: одно зерно упало при дороге, другое – на каменистую почву, а третье – в терние. Сын Божий ко всем обращается со Своей проповедью, но люди могут Его Слово воспринимать очень по-разному. Сам человек делает почву благоприятной или непригодной для взращивания этого семени!
Только когда мы живем здесь, на земле, это незаметно. Мы не можем посмотреть на человека и сразу понять, какой у него опыт за плечами, судим большей частью, о внешнем. Потому Церковь и учит: «Не суди, чтобы не быть осужденным». А ведь наш опыт сохраняется и формирует душу, делая ее либо безобразной, если этот опыт отрицательный, либо красивой, если опыт праведный.
У апостола Иоанна Богослова в его Святом Откровении – книге «Апокалипсис» – говорится, что имя каждого человека будет написано на его челе. Имя – это срез жизни, оно позволит с первого взгляда понять, чем жил этот человек.
Поэтому, дорогие братья и сестры, даже если человек увидит явное чудо, но почва его сердца не подготовлена, он не имеет за плечами положительного опыта, он не уверует. Посмотрите! Каждый год накануне Пасхи сходит благодатный огонь в храме Воскресения Господня. Стало ли больше верующих у нас? А ведь там даже проводились серьезные научные исследования, приезжали группы ученых. Об этом и говорится в Евангелии: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Господь везде сеет семя истины, но только человек, который искренне кается в своих грехах, способен его воспринять. И оно падает в душу такого человека, как в почву благодатную, и произрастает, и дает плод святости. Дай Бог всем нам, хотя бы к концу своей земной жизни, вылепить из себя человека, способного жить в Царствии Небесном! Аминь.