Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора
(Деян. 20:16-17, 28-36)
Дорогие братья и сестры, мы заканчиваем читать Деяния святых апостолов, то чтение, которое мы начали на Пасхальном богослужении и завершим в день Пятидесятницы. Сегодня мы слышали, что апостол Павел не просто находится в регионе, который ныне называется Святая земля: проехав Сирию, он основывает христианские общины на территории Малой Азии.
Полуостров Малая Азия известен нам по современной Турции. Через пролив Босфор и Дарданеллы можно побывать на Балканском полуострове, то есть это прямой въезд в Европу. А с Балкан уже открывается путь на Апеннинский полуостров (современная Италия) и на Пиренейский полуостров, на запад, где сейчас находятся Испания и Португалия. И это спустя всего несколько десятилетий после проповеди Христа!
Мы видим, что напутствия христианским общинам у апостола Павла очень теплые и глубоко переживательные, поскольку быть в единстве гораздо сложнее, чем жить врозь. Мы знаем это на примере собственной жизни и человеческого общества в целом. У римлян был даже сформулирован принцип: «Разделяй и властвуй» – хочешь завоевать своего соперника, вначале устрой разногласия внутри его общины.
Об этом и говорит апостол Павел, но с точностью до наоборот: надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35).
Таких слов в Четвероевангелии мы не найдем, это не прямая цитата Иисуса Христа, однако дух этого высказывания полностью сопоставим с проповедью Господа во время Его земной жизни.
Если мы задумаемся, кого легче любить, это сможет рассудить даже ребенок. Очевидным будет ответ: «Того, с кем ты не состоишь в каких-либо отношениях». Когда мы рассуждаем о любви к ближнему вообще и всему человечеству в целом, мы понимаем, что это легко. А настоящая любовь начинается с семьи, общей кухни, любимой тещи, сотрудников, которых ты видишь пять дней в неделю или даже чаще. Если спросить мать подростка, легко ли ей любить своего ребенка, не каждая мама с готовностью ответит, что это так.
Удержать в мире и любви любые близкие отношения гораздо сложнее, чем поддерживать гипотетическую связь со всем человечеством или дальними родственниками, которых десять лет не видел.
Поэтому христианская община – единый организм под названием «Церковь» – это, по сути, школа любви. В этой школе, тесных отношениях, в которых мы все состоим, называясь братьями и сестрами во Христе, (а братья и сестры по-разному общаются между собой), даже просто пройти и не осудить – дорогого стоит. И если мы говорим про ближний круг – семью, как малую Церковь и круг пошире – христианскую общину, то видим, что это внутреннее общение часто бывает не только радостным, но и сложным. Попробуй, полюби этого близкого ближнего!
Вот поэтому апостол Павел, проводя свои миссионерские путешествия, раз за разом повторяет свои мысли: «надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса» и «блаженнее давать, нежели принимать».
Понятно, что можно здесь говорить и о ресурсах, но гораздо сложнее выдавить из себя чувства и время, не говоря уже про искреннее отношение. И понятно, что мы имеем счастливую возможность учиться любить только тогда, когда отдаем, жертвуем. Любовь «берущая» сейчас, конечно, в тренде, это своего рода аккумулятор: «Я тебя люблю, потому что мне хорошо с тобой. Ты – моя батарейка, и я заберу все!» А вот отдавать жалко, это акт пожертвования. Стать донором порой легче, чем подарить другому внимание, заботу и немного свободного времени.
В одиночку это неимоверно сложно и практически невозможно, поэтому Христос приходит к нам на помощь, создавая Свою Церковь, такую общину, где учиться этой любви легче, потому что Он с нами. Потому что, входя в наши мысли, чувства, весь наш состав, Он становится нашим незаменимым помощником: помогает выбирать нужные мысли и нужные чувства, действия. Отсюда и рождается в нас новый человек, который живет во Христе. Только так, в этой школе – христианской общине – школе молитвы, мы можем по-настоящему научиться любить! Аминь.