«Аз есмь, не бойтесь!» (проповедь)

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 9-ю по Пятидесятнице
Мф. 14-22:34

Источник: www.sites.google.com

Мы сегодня читали хорошо известный евангельский отрывок. После чуда насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один (Мф. 14:22-23). 

Здесь имеется в виду не такая лодка, какие мы привыкли видеть на реках и озерах. Речь идёт о рыбацкой ладье, по размеру сопоставимой с довольно большой яхтой. Именно в ней ученикам Христовым пришлось в бушующем море сражаться с бурей.

Мы читаем Евангелие в переводе на русский или славянский язык, и некоторые смысловые оттенки неизбежно от нас ускользают, поэтому прежде, чем мы перейдём к разбору столь важного для нас текста, необходимо пояснить значение одного слова.

Нужно сказать об имени Божием, которое употреблялось в Ветхом Завете и с которым Бог открывал Себя израильскому народу. По-еврейски оно звучит как Яхве (в неправильном озвучивании – Иегова), по-гречески – Эго эми, по-славянски – Аз есмь (Я есть). В Священном Писании и молитвах это имя Бога также употребляется в форме Сущий или Сый. Например, на утрени во время всенощного бдения есть возглас священника: «Сый благословен Христос Бог наш!» То есть тот Бог, Который упоминается в Ветхом Завете, по-славянски Сый, имеет в Себе подлинное существование – Он был, есть и будет всегда, Он вечен. В Нем сосредоточено всё существующее, все из Него, Им и к Нему (Рим. 11:36). Этот Бог, дававший заповеди через Моисея, – Сый, или по-русски Сущий, – и есть Христос, наш Бог. 

Иисус Христос един со Своим Отцом Небесным, но имеет две природы – божественную и человеческую. Мы каждый день многократно исповедуем эту истину, совершая крестное знамение: два пальца, соединённые вместе, напоминают о том, что Христос – Богочеловек, то есть и Бог, и Человек.

Как человек Он нуждался в общении с Богом Отцом, поэтому любил находиться в уединении и пребывать в молитве к Небесному Отцу. Нам с вами очень важно следовать Его примеру в своей жизни. Не имеет значения, есть ли у человека возможность уединиться, ведь уйти в себя, обратиться к Богу с молитвой можно в любом месте.

По слову Господа ученики отправились в путь, и лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю (см. Мф. 14:24-25).

Ночное время суток (двенадцать часов) во времена Римской империи делилось на четыре части по три часа – стражи. Четвертая стража – время от трёх часов ночи до шести утра. 
Ночь была на исходе, а ученики находились посредине Галилейского озера, бушевал шторм, и они боялись, что у них не хватит сил доплыть до берега. Вероятно, еще не рассвело, и в этой мгле, среди волн, они увидели фигуру, идущую к ним по воде. Страшное зрелище! 

И хотя они довольно долго были со Христом, в их сердцах еще жили языческие суеверия. К прискорбию, даже в нашей церковной среде подчас бытуют совершенно дикие суеверия, которые совершенно не совместимы с христианской верой. Например, люди боятся передать свечу через левое плечо. Как будто не Бог сотворил человека, у которого есть два плеча…

А евреи в древности верили, что перед смертью человеку являются разные привидения, поэтому ученики встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали (Мф. 14:26). Христа рядом не было, и вера их ослабела. Так и мы порой проявляем малодушие, сетуя на одиночество, хотя христианин никогда не остается один, если в его сердце живёт Христос.

Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь (Мф. 14:27). Перевод на славянский язык будет более точным: Аз есмь, не бойтесь. Слова Аз есмь означают не только физическое присутствие Христа (Я здесь), они указывают на имя Бога, Который здесь. Если  Бог здесь, рядом со Своими детьми, бояться ничего не надо. Он – с нами!

Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде (Мф. 14:28). Если Бог велит пойти по воде, значит, это возможно. Про некоторых верующих говорят: «Он идёт по воде», – то есть он имеет такое доверие к Богу, что Господь помогает ему делать то, чего не может сделать никто другой. 

В советские годы, когда систематически проповедовать в церкви было фактически запрещено, один московский священник проповедовал каждую службу. Все говорили: «Батюшка по воде идёт… так же невозможно делать». Иного бы выгнали давно, лишили возможности служить на приходе, а он продолжал своё служение.

Почему Бог позволил Петру пойти к Нему? Потому что видел его веру! Иногда мы явственно слышим голос Божий в своей душе, понимаем Божью волю. Тогда нужно доверять Ему, не надо сомневаться. Пётр верил Христу, но страх победил веру: он испугался опасности, засомневался в возможности исполнять слова Христа и сразу начал тонуть.

По сути, это пример из жизни каждого из нас, но, как и Петру, Господь не даёт нам погибнуть. Господи! спаси меня, – закричал Петр, и мы с вами должны поступать так же. В Евангелии сказано, что Господь поддержал его – то есть не стал вытаскивать, всё за него делать, но утопающего человека спас (Мф. 14:29-31). Речь здесь идёт о том, что за нас Господь ничего делать не станет, но будет поддерживать нас и делать вместе с нами, если мы, конечно, Ему доверимся.

Маловерный! зачем ты усомнился? – сказал Господь Петру и вновь повторяет это каждому из нас. Так в чём же усомнился Пётр? Во-первых, в том, что Христос – Бог, для Которого нет ничего невозможного, а во-вторых – в нашей возможности исполнять Божью волю. 

Мы тоже часто искренне хотим и стараемся исполнить волю Божью в своей жизни, но потом сомнения берут верх и ничего сделать так и не получается. Когда люди говорят, что Евангелие неисполнимо, это правда: «Без Христа, без Его помощи оно неисполнимо!».

Никто сам, без Божьей помощи не сможет пойти по воде, но не о внешних чудесах здесь говорится: вода является прообразом нашего жизненного пути, и вопрос в том, с Богом мы идём по нему или нет.
Многие рассуждают так: «Я помню о Боге, и этого достаточно». Помнить можно о ком угодно, но нужно жить с Богом, доверять Ему и стараться исполнять Его волю в своей жизни!

И, когда вошли они в лодку, ветер утих (Мф. 14:32). Лодка всегда считалась символом Церкви как семьи, общины Христовой. Когда человек входит в глубину жизни Церкви, по мере того, как он старается волю Божью исполнять, буря в его сердце утихает, наступает штиль, спокойствие.

Конечно, будет нелегко, как и апостолы очень утомились сражаться с бурей, но главное, бояться не надо – потому что с нами Бог! Только очень важно, чтобы и мы с Ним были!

Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий (Мф. 14:33). Слово поклонились многозначно, но в данном случае мы видим его в греческом тексте Евангелия в значении не просто «склонить голову», а как «поклониться Богу или царю». Важно всей своей жизнью засвидетельствовать веру в то, что по слову Христа совершается невозможное.

Кто-то говорит: «Я не могу этого сделать…» – а ты начинай, проси Божьей помощи, а когда тонешь – за Него хватайся! Упал – вставай, действуй дальше, потому что «под лежачий камень вода не течёт». Если бы апостол Пётр не закричал: «Спаси меня!» – он бы пошёл на дно; так и с нами случается. Когда мы Бога не слушаем и считаем, что мы умнее всех, то продолжаем тонуть и погибать духовно. 

«Спаси меня, Господи!» – значит, помоги мне идти правильным путём, может, даже и по воде, но не в буквальном смысле, а «помоги жить так, как кажется невозможным». И Господь услышит нас, потому что Он – Тот Бог, Который любит каждого из нас, видит всегда каждого из нас, заботится о каждом из нас.

Мы прочитали отрывок из Евангелия, в котором говорится о помощи Петру, но речь здесь идёт не только об апостоле Петре, а о каждом из нас, вручившем свою жизнь в руки Божьи, и о нашем жизненном пути вместе со Христом. Аминь.


Последние новости

День трезвости в Клинском благочинии

11 сентября, в день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в храмах Клинского благочиния после…

Сен 14, 2024

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В новом выпуске программы «Дорога к храму» поговорим о православном школьном образовании. Гости студии: благочинный церквей Клинского округа…

Сен 7, 2024

Нагорная проповедь. По плодам узнаете их (Воскресная школа онлайн, «Изучение Священного Писания», лекция 51)

Продолжаем публикацию занятий во взрослой группе воскресной школы при Скорбященском храме г. Клина по курсу протоиерея Бориса Балашова…

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник. Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж Галины Акуловой.…

Сен 6, 2024
 
«Аз есмь, не бойтесь!» (проповедь) — Клин православный