Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 16-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении.
Мк. 8:34–38, 9:1
Сегодня за богослужением мы читали отрывок из Евангелия от Марка, в котором прозвучали слова Христа: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8:34–35).
Когда люди, не очень погруженные в христианскую жизнь, слышат эти слова, они ошибочно полагают, что этот призыв Христа не так существенен, поскольку он слишком далек от нашей реальности и не касается насущных земных дел.
А что же происходит, когда человек умирает? Душа разлучается с телом, про которое говорят «бездыханный труп» или ещё грубее – «кусок мяса», и мы все осознаем, что такое человек без души.
В самом начале Библии, в 1-й главе книги Бытия, рассказывается том, как Бог сотворил мир: сначала Он сотворил растительную жизнь, а потом то, чего ещё не было, нечто невещественное – душу животных (ум, психику, нервную систему) и человека, который устроен гораздо сложнее и тоньше, имеет более глубокую душу, творческий ум и дух, который отличает его от всех других живых существ.
Дохристианские философы называли человека животным молящимся, способным молиться. Ещё задолго до Христа, во времена язычества, мыслящие люди заметили главную отличительную особенность человека – религиозность, стремление к богам или к Богу.
В еврейском языке слово «душа» равнялось слову «жизнь». Мы привыкли разделять эти понятия, но если вдуматься, то увидим, что если человек умер, значит, душа от его тела отошла.
И даже, когда мы умрём, это не конец: истлеют наши тела, но мысль человека, его личность, любовь неуничтожимы! Дух является сердцевиной человеческой души, и если он соединился с Богом, принял в себя Божью благодать, значит уже в земной жизни в человеке открылось Царство Божье, начала созидаться вечная жизнь, которая раскроется во всей полноте после смерти. Поэтому, конечно, надо думать о том, как мы живём здесь и о посмертной участи души.
Мы все больны грехом, но Иисус Христос показал нам путь преодоления греховной искаженности, путь победы над грехом и смертью. И даже если человек болен умственно, или душевно, но живёт по-христиански, то в иной мир он придёт без своих недугов, исцелённый Божьей благодатью.
Когда Господь говорит: Кто хочет идти за Мною, Он, конечно же, говорит о вхождении в жизнь вечную, а не о дороге на кладбище. И это значит, что вечная жизнь начинается здесь, на земле. Вечная жизнь – ни что иное, как соединение жизни человека, его души, ума, духа с Богом через Христа.
Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин.17:3), – говорит Сам Господь в Своей Первосвященнической молитве. Знают – то есть «сроднились, знают изнутри», а не просто слышали о Его существовании.
Как ранней весной: выходим мы на улицу и видим: травка зазеленела – появилась новая растительная жизнь, которая будет развиваться и летом достигнет своего максимального уровня. Так и в духовном мире, если жизнь вечная в нас зародилась уже во время земной жизни, то за её пределами она разовьётся во всей красоте и принесёт обильные плоды.
Жизнь вечная имеет для нас огромное значение, потому что в ней человек духовно возрастает. А значит, он и земную жизнь строит правильно, и сможет обрести радость пребывания с Богом в Его Небесном Царстве.
Бог заповедал Адаму возделывать и хранить рай, – это первая заповедь, данная человеку Богом. Того рая давно нет, но эту заповедь Господь никогда не отменял, и более того, Иисус Христос в Новом Завете её конкретизировал: Царство Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). То есть рай должен быть построен здесь, в нашей жизни, в каждой человеческой душе и во взаимоотношениях между людьми. И задача каждого из нас возделывать и всеми силами хранить этот рай в человеческой жизни на земле.
Кто хочет идти за Мною? – говорит Господь. А ведь Он идёт на Крест. Однако за мучительной Крестной смертью последует Воскресение, затем – Вознесение, и Сын Божий с обновлённым телом вознесётся в Царство Божьей славы, открывая путь духовного и телесного обновления для всех нас.
Мусульмане и иудеи не могут принять той истины, что Бог есть любовь, тайна Святой Троицы для них закрыта. Почему так происходит? Если рассмотреть вопрос с позиции мусульманина или иудея, то мы не сможем сказать, что Бог есть любовь. Ведь если мир ещё не сотворён, кого Бог любит – Самого Себя? Разве это и есть настоящая любовь? Конечно, нет.
Мы не можем до конца постичь тайну Святой Троицы – Бога, Который есть сама Любовь. При этом интуитивно понимаем, что существование Трёх Лиц – Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа, предполагает их взаимную любовь друг к другу. Сотворение мира является раскрытием этой любви вне Бога. Подобны этому появление на свет ребёнка или забота бездетных супругов о других людях, проявление любви к ближним также является проявлением любви вне своей личности.
Поэтому слова Христа «Кто хочет идти за Мною?» равносильны «Кто хочет быть настоящим человеком, а не тем, для кого важно лишь питаться и размножаться?». А далее следует призыв: отвергнись себя, означающий: «Не думай только о самом себе, своих личных проблемах, невзгодах, неприятностях, болезнях».
Но, разве это не важно? Безусловно, это значимо для каждого человека, но не будем забывать, что наше состояние напрямую связано с действием в нас Божьей благодати, исцеляющей душу и тело. А значит, вопрос в том, есть ли у человека нормальная духовная жизнь и любовь Божья, которые и помогут ему преодолевать все беды и напасти?
Примеров тому великое множество, приведу лишь один. Когда я только стал священником, меня позвали причастить умирающую старушку, у которой была сердечная астма, и когда я пришёл, она уже буквально находилась при смерти – хватала ртом воздух. Мы помолились вместе, я её причастил, возможно, что и пособоровал – уже не помню. Но отпевать старушку соседи не пришли ни на следующий день, ни позднее, и когда я поинтересовался её самочувствием, оказалось, что в тот же день ей стало легче, а на следующий она уже отправилась в огород лук выкапывать.
А ведь я не давал ей никаких лекарств, только малюсенькую частицу Святого Хлеба – Тела Христова. Так откуда силы взялись? Она же со Христом соединилась в Таинстве Святого Причащения, и это помогло ей прожить ещё несколько лет. Вот, что значит жизнь души для тела человека!
Поэтому Господь и говорит: отвергнись себя, делай так, чтобы твоя любовь к Богу и к людям возрастала, и душа оживала. Для этого возьми крест свой, и следуй за Мною. Казалось бы, какие страшные слова говорит нам Христос. Но, например, когда разумная девушка выходит замуж, разве она не понимает, что семья – это труд? И, когда женщина носит под сердцем ребёнка – тоже понимает, что о нём нужно будет заботиться всю жизнь.
Господь говорит нам не о лёгкой жизни, а о настоящей. О такой, которая сделает человека подлинно счастливым уже на земле. Разве прожить жизнь так, что сама смерть будет не властна над нами – это не подлинное счастье?
Об этом же читаем далее:кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. То есть, кто хочет душу сберечь только для себя любимого, чтобы жить только своей радостью, тот душу свою потеряет. Почему? Да потому, что такой человек не способен любить, а любовь – основной закон жизни в Небесном Царстве. А тот, а кто потеряет душу свою, то есть отдаст силы свои ради Христа и Евангелия, тот сбережет ее.
Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мк. 8:37) Без руки или ноги человек жить может и даже достаточно полноценно. Если всё, что только возможно приобрести за свою жизнь, человек приобрёл, но при этом стал психически или нервнобольным, или впал в глубокую деменцию и потерял ум, будет ли счастливой его жизнь?
Когда человека наполняет не Святой Дух, а сатанинский или бушуют неукротимые страсти, тогда и сам человек несчастен и окружающие его.
Так какой выкуп человек даст за душу? Никакой, потому что она бесценна! Когда душа человека без Бога засыхает, то этот человек вроде не мёртв, но настоящей жизни в нём нет, и любви нет.
И далее в евангельском тексте опять следуют страшные для нас слова: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк.8:38). Как же это: Господь нас постыдится? Будем исходить из другого: если мы постыдились, то есть отреклись от Христа, значит произошёл разрыв наших отношений с Богом. Если мы решили, что Бог нам не нужен, Он принимает наш выбор. Если любви нет, значит нет и живой веры.
Господь говорит ещё одну вещь, относящуюся не только к апостолам, но и ко всем нам: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк.9:1). После этих слов Христос, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, поднимется на гору Фавор, где совершится Его Преображение. Но не только трёх Своих учеников, ставших свидетелями проявления Его Божественной Силы, имеет ввиду Господь.
Вскоре Ему предстоит взойти на Крест, чтобы пострадать за грехи всех людей, затем в день Пятидесятницы будет основана Церковь Христова и люди примут дары Святого Духа, чтобы жить на земле в радости Небесной. И эту радость Святого Духа Господь всем своим верным чадам позволит ощутить: кому-то на мгновение, кому-то периодически, ведь у каждого из нас свои отношения с Богом.
Около двух лет назад наша прихожанка очень сильно заболела ковидом, лежала на ИВЛ, и с точки зрения медиков, ситуация была безнадёжна. Нам удалось причастить больную, и по её словам, она ощутила мощный прилив сил. Впоследствии эта женщина вышла из больницы и выздоровела, хотя после ИВЛ выживали единицы. Жизнь вечная коснулась её в тяжелейшем состоянии, и она ощутила эту радость, силы к ней вернулись.
Так бывает, и когда человек искренне молится на литургии, и когда осознанно принимает Крещение, причащается. Он обретает ни с чем несравнимую радость, какую не дадут ни деньги, ни карьера, ни любовь окружающих, потому что она другая, это радость Божьего Царства, его сила в нас, ей мы и живём. Но этот путь идёт через следование за Христом и со Христом, перенесение своих трудностей. Это дорога к той жизни вечной, нескончаемой, которая должна начаться здесь и продолжиться за чертой временной жизни. Аминь.