Автор: протоиерей Борис Балашов
Преображение Господне. Феофан Грек. XV в.
Незадолго до Своего страдания на Кресте Иисус Христос вместе с тремя наиболее близкими учениками – Петром, Иаковом и Иоанном – восходит на гору Фавор для уединенной молитвы и общения с Богом Отцом. Ученики задремали. Пробудились они от того, что все объято было необыкновенным Светом, который сиял ярче солнечного, а одежды Христа сверкали, как снег не сверкает на солнце.
И в этом Свете ученикам было очень хорошо, удивительно радостно! Рядом со Христом они увидели двух людей и поняли, точнее, духом своим узнали, что это древний пророк Моисей, передавший людям Закон Божий, и величайший пророк древности – Илия. И вот теперь они беседовали со Христом об Его исходе из этого мира, о том, каким образом совершится спасение людей – о Его смерти на Кресте и Воскресении. Петр, не зная, что сказать, и желая как-то продлить эти дивные минуты, воскликнул от лица всех Апостолов: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (куща – шалаш, па латка): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии (Мф.17:4).
Почему же апостолам от этого Света было так хорошо? Потому, что на Фаворе воссиял тот Свет, который будет сиять в обновленном мире. В Откровении Иоанна Богослова говорится, что в Новом Иерусалиме, в новом обновленном Богом мире, не будет ни солнца, ни луны, ни звезд, никакого источника света внешнего, но Сам Бог будет его Светом (см. Откр.22:5).
Когда святым людям бывали явления Христа или Божией Матери, они сопровождались этим необыкновенным Светом. Это не тот свет, который может исходить от какого-то материального источника. Это Свет, являющий Славу Божества. Это Свет, просвещающий человеческие души. Это тот Свет, о котором Христос сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5:16). Он как бы говорит: «Так да просветятся ваши сердца, так да просветятся ваши жизни, чтобы вы были светом миру, светом тем, кто ищет Бога, тем, кто ищет истину».
Много сказано в Священном Писании и о том, что как человеческие глаза могут видеть свет, так и человеческое сердце – внутреннее око – может созерцать Свет духовный. И если человеческое око физически болеет, то плохо видит мир, плохо видит свет. А когда духовное око – душа, сердце человеческое – болеет грехом, оно тоже плохо видит Божественный Свет или вообще его не видит. А без этого Света ни познать Бога, ни понять человека, ни найти верного жизненного пути невозможно. Во тьме не видно того, что видно при свете…
Ученикам было хорошо, потому что Свет Божией Славы согрел и просветил их сердца. Христос показал им Славу Своего Божества накануне страдания, чтобы они поняли, что страдание Христа – добровольное, что бы не боялись они ни Христовых страданий, ни своих страданий в этом мире, потому что Бог сияет в Своей Славе, потому что Бог – всемогущ, потому что Бог любящий. Да, Христос преобразился перед апостолами, но в не меньшей степени преобразились и сами апостолы. Важно и то, что они оказались способными увидеть Славу Божию, увидеть – и возрадоваться, согреться духовно…
Церковь молится, чтобы каждый из нас приблизился к Богу, смог согреться Его Любовью. В этом Свете в нас может ожить и возрасти все самое светлое, лучшее, доброе. Во время Божественной литургии Преждеосвященных Даров Великим Постом священник, благословляя народ зажженной свечой и кадилом, говорит: Свет Христов просвещает всех.
Это похоже на то, как Солнце сияет в нашем мире и дает жизнь всем растениям и животным. Ведь все, что на земле растет – от травинки до человека, растет благодаря солнечной энергии. Так и в духовном мире растет все то, что воспринимает Божию Силу, Божию Любовь и возрастает именно этой Любовью, этим Светом, этой Радостью.
Свет Божественной Славы сияет всегда. Но нужно, чтобы наша душа приблизилась к Нему, чтоб она оказалась способной видеть Славу Божию. Тогда радость Вечной Жизни войдет в наш мир, обновит его и преобразит, потому что Светом Христовой Истины преображается мир и душа человеческая и творится все доброе.
И этот Свет, который невидимо озаряет наши души сейчас, будет Светом, который принесет нам радость и после нашей смерти. Свет Христов просвещает всех, и надо, чтобы наши сердца открылись этому Свету, а наши духовные очи оказались способными увидеть его.
Из книги протоиерея Бориса Балашова «На камне или на песке», с. 452–456 (Издательство «Христианская жизнь», 2009 г.).