Автор: протоиерей Борис Балашов
Дорогие братья и сестры, не буду вновь пересказывать евангельские события, произошедшие на горе Фавор, вы все их прекрасно помните. Мне вспомнились слова, которые в романе «Братья Карамазовы» Достоевский вложил в уста Дмитрия. Влюбившись, герой романа констатировал, что «красота – это страшная сила». Слово «страшная» упомянуто им в контексте «сильнейшая», а не в том смысле, что она вызывает страх.
Но красота бывает разная: мы часто восхищаемся телесной красотой, которая, увы, быстро проходит; более глубокое чувство вызывает красота души человека. Однако, по словам одного святого, нет ничего прекраснее человеческой души и в то же время нет ничего безобразнее её.
Иисус Христос являет нам совсем иную – совершенную – красоту Бога, соединенную с Его Человеческой природой. И эта удивительная красота приоткрывается в событии Преображения, которое произошло незадолго до Распятия и Крестной смерти Спасителя.
Обратимся к богослужебным текстам, которые эту мысль раскрывают. В переводе тропаря 2-го канона 5-й песни читаем:
Создавший невидимыми руками человека / по образу Своему, Христе, / Ты ныне явил в этом создании / первообразную красоту Свою / уже не как во образе, но каков Ты Сам по естеству, / будучи Богом и вместе человеком.
Фраза создавший невидимыми руками человека – антропоморфизм. Тела у Бога, конечно, нет, но, чтобы как-то пояснить действие божественной силы, мы используем понятия нашего материального мира.
По образу Своему, Христе: Творец создавал человека подобно тому, как скульптор ваяет своё произведение или художник пишет портрет, глядя на натуру, только в данном случае – следуя Своему образу. Человек и есть образ Божий, искажённый в грехопадении, и Иисус Христос приходит, чтобы эту греховную повреждённость исцелить.
Ныне явил в этом создании – то есть в событии Преображения Сын Божий явил в человеческом теле, рожденном от Девы Марии, первообразную красоту Свою – подлинную и вечную красоту Самого Бога. Любая человеческая красота является лишь её слабой копией.
Неслучайно мы видим, что на иконах Преображения Господня апостолы изображаются павшими на колени, но не от ужаса, а как бы в изнеможении, пораженные этой неизреченной красотой, которую они не в силах объяснить, и ослеплённые сиянием Божества. Петру, Иакову, Иоанну было удивительно хорошо в этом божественном свете.
Когда мы пытаемся жить по Евангелию, укрепляясь Божественной благодатью, нас тоже может коснуться эта Небесная красота, на какие-то мгновения Господь может открыться нам. Мы знаем, что Бог мудр и всемогущ, но совершенная красота может проявляться только там, где духовная сила соединена с любовью.
Бог явил Себя по естеству, то есть каким был, но вместить это явление смогли только трое учеников, в той степени, в которой смогли воспринять – якоже можаху, как говорится в тропаре праздника Преображения.
Когда христианин старается жить с Богом и учиться у Него, божественная красота входит в душу и преображает её, даже внешне такой человек постепенно меняется.
Прочитаем седален по 1-й кафизме:
Показывая смертных изменение / по образу славы Твоей / при втором и страшном Твоем пришествии, / на горе Фавор преобразился Ты, Спаситель. / Илия и Моисей беседовали там с Тобою; / трех из учеников Ты туда с Собою призвал, / и они, увидев славу Твою, Владыка, / изумились от сияния Твоего. / Озаривший их тогда Светом Твоим, / просвети души наши!
Показывая смертных изменение – Христос принял человеческую природу от Девы Марии и, как каждый из нас, Он имеет природу смертную. Святые многократно подчёркивают, что тело Христа было подвержено страданиям и смерти, другой вопрос, что в Нём не было личного греха.
Грех и смерть Иисус Христос окончательно победит Своим Воскресением, а в Преображении Он показывает, каким будет наше человеческое тело в воскресении, раскрывает тайну будущего века: какими мы станем там, если здесь сохраним верность Христу.
«По образу славы», «увидев славу Твою», «изумились от сияния Твоего», «Светом Твоим» – мы встречаем в этом поэтическом тексте много повторов, потому что нет слов, чтобы полностью передать то чувство, которое вызывает сияние божественного света.
Приходя к Серафиму Саровскому, люди видели сгорбленного старичка, опиравшегося на палку, – какая уж тут внешняя красота?! Но все ощущали свет Божественной любви, исходящий от него, видели духовную красоту святого. «Христос Воскресе, радость моя!» – приветствовал он приходящих, и мы понимаем, что если его общение с людьми было столь благодатным, то насколько красивыми были его отношения с Богом!
Конечно, до Серафима Саровского нам далеко, но мы этим же путём должны идти, в свою меру. А если будем стараться, то Господь позволит и нам хотя бы отчасти ощутить Своё присутствие, свет Своей любви. Сложно объяснить ребёнку, который не пробовал, что такое мороженое, насколько это вкусно. Примерно это можно сказать и о нас: пока мы не имеем крепкой связи с Богом, мы не можем понять, насколько это прекрасно. Но, если будем стараться подражать в своей жизни Ему и святым, Господь даст нам хоть немного согреться в лучах Своего света, и мы поймём, какова жизнь в Царстве Небесной славы. Аминь.