Беседовала: Елена Кислова
Завершился еще один год от Рождества Христова. Какими событиями он был наполнен в Клинском благочинии? Чем запомнился? Какие важные даты и юбилеи предстоят нам в новом году? Об этом и не только мы побеседовали с благочинным Клинского округа протоиереем Евгением Мальковым.

Подводя итоги года
– О. Евгений, я не ошибусь, если скажу, что уходящий год стал прорывным в деле восстановления Троицкого собора. Наконец-то убраны строительные леса и собор предстал во всей своей красе! Весь год вы с Главой округа пристально следили за ходом работ. Довольны результатом?
– Прошедшие 2023 и 2024 годы – это некий итог той большой подготовительной работы, которая велась с 2008 года, начиная с разработки проектной документации. А потом Промыслом Божиим в 2020 году появился благотворитель, взявший на себя ответственность за восстановление Троицкого собора. Он понимал, что это займет не только много времени, но и потребует очень больших затрат. Но его это не остановило. И сегодня мы видим великолепие и красоту возрожденного собора! Меня всегда поражало, сколько труда, сколько души вложили люди, которые этим занимаются! Не только те, кто были к этому призваны, но и кто сам захотел участвовать в восстановлении. Конечно, это наш благотворитель Павел, о котором мы молимся, но его «руки» и «глаза» – наш ответственный по строительству протоиерей Олег Денисюк, строитель по образованию, который этим «горит», вкладывает не только свои знания и умения, но и душу. Свою лепту внес архитектор Сергей, и, конечно, возглавляет всю нашу команду Глава городского округа Клин Алена Дмитриевна Сокольская. Когда каждый действует, не мешая другому, а дополняя, взаимодействуя, понимая друг друга, тогда получается вот такой результат. На сегодняшний день все наружные работы завершены. Да, остались еще какие-то шероховатости, но в основном весь объем работ, запланированный на 2024 год, выполнен. В следующем году запланировано благоустройство территории и проведение внутренних работ, к которым нужно очень внимательно отнестись, потому что это место, где будет совершаться богослужение. Понадобится время, чтобы сделать всё благопристойно и красиво.
– Многие клинчане отметили, что теперь вид, открывающийся с улицы Чайковского, напоминает хорошо всем знакомые фото известного дореволюционного фотографа Беликова. Насколько видТроицкого собора будет соответствовать его историческому облику и внутри, и снаружи?
– Есть проект, разработанный на основе тех фотографий и сохранившихся документов. Мы постарались, насколько возможно, сохранить прежний облик собора. Понятно, что поменялись технологии строительства, материалы, даже архитектура зданий вокруг, но мы максимально попытались сохранить те формы, объёмы, которые были. Поэтому ничего абсолютно нового нет. Та красота, которая была на фотографиях Беликова, уже сейчас воссияла.
– О. Евгений, у клинчан вопрос: почему купола Троицкого собора разных цветов?
– В XIX веке строители использовали доступные материалы, на которые хватило собранных средств. Крыли простым оцинкованным железом, крышу красили в зеленый цвет. У нас есть возможность не просто сделать немного по-иному, а что-то улучшить. Поэтому четыре боковых купола мы воссоздали такими, какими они были, а пятый, центральный, стал золотым, потому что золото – символ вечности, чистоты, святости. И я уверен, что наши предки, жившие тогда, будь у них наши возможности, поступили бы точно так же. Мы не отходим от проектов, а подчеркиваем ту красоту, которая когда-то была. Это ниточка, тянущаяся от прошлого к будущему. И, в конце концов, это просто красиво!
– При проведении работ возникали какие-то проблемы, требовавшие неординарных решений?
– Всегда есть какие-то проблемы. Например, те же коммуникации, которые в XIX – начале XX века только начинали разрабатываться, а сейчас без них невозможно. Даже подведение электричества требует огромного количества согласований. Трудности возникли и с купольной системой: надо было решать, какое покрытие, какие кресты, из какого металла делать. Слава Богу, существуют специалисты, которые стараются в минимальные сроки всё это согласовать и решить. Мы не всегда приходим к какому-то единому мнению, но у нас есть организация, которая нас инспектирует, смотрит, чтобы всё соответствовало проекту, чтобы не было отступлений от проектной документации.
– О. Евгений, вы являетесь настоятелем Троицкого собора. Как ход строительных работ повлиял на богослужения?
– По технике безопасности во время строительных работ, чтобы минимизировать вероятность несчастных случаев, посторонних людей на строительной площадке быть не должно. Поэтому пришлось изменить расписание, и какое-то время даже вход в собор осуществлялся через боковые двери. Трудности были и сейчас существуют. Поэтому Троицкий собор в ближайшее время будет открыт только во время субботних, воскресных и праздничных дней. Как только работы закончатся, богослужения будут совершаться ежедневно, чтобы прихожане смогли в любое время прийти помолиться за себя и своих близких.
– Кроме Троицкого собора в нашем благочинии активно ведутся работы по возрождению Троицкого храма с. Новощапова, Никольского храма с. Никольского. А какие храмы восстанавливаются еще?
– В Фонде порушенных святынь Московской митрополии значатся восемь храмов Клинского благочиния. Кроме уже названных, это храм в честь Живоначальной Троицы в с. Троицком, Казанский храм с. Кленкова, церковь Преображения в Борозде, Георгиевский храм в Подтерёбове, церковь иконы Божией Матери «Одигитрия» с. Городище, Знаменский храм в с. Теплом. В каждом из этих храмов есть благотворители, которые заботятся о данном приходе, о здании, стараются его восстановить. Хочется сказать о Знаменском храме с. Теплого. Еще несколько лет назад казалось, что последний из сохранившихся в Подмосковье шедевров известного русского зодчего Николая Львова будет безвозвратно утерян. Но нашлись люди, которые озаботились судьбой этого здания. Его одели в строительные леса, законсервировали, тем самым остановив дальнейшее разрушение. Сейчас идет разработка проектной документации. Очень много сделано по восстановлению большого Троицкого храма в Новощапове. Благодаря людям, которые жертвенно трудятся, его внутреннее убранство почти полностью восстановлено. Храм преобразился, особенно его трапезная часть. Да, еще остается четверик, наружные работы. Но самое главное, что есть место, где можно служить и молиться. Закончены внутренние и внешние работы в Казанском храме с. Кленкова, благоустраивается территория, приход готовится к Великому освящению. Сейчас происходит монтаж и благоустройство иконостасов трех приделов храма.
– На средства благотворителей и жертвователей ведется не только возрождение храмов, многие предприниматели помогают Церкви приобретать подарки для малообеспеченных семей, участвуют в сборе помощи для бойцов СВО. Я знаю, несколько человек были награждены благодарственными грамотами Клинского благочиния. О. Евгений, может быть, назовете имена особо потрудившихся во славу Божию?
– Можно назвать некоторых, но без персональных данных, просто по именам: Игорь, Павел, Андрей, Николай, Елена, Василий. Это те благотворители, которые очень много помогают, они достойны глубокой молитвы. Прошу помолиться за них! Понятно, что в каждом приходе сложились социальные связи, которые нарабатывались годами. У каждого настоятеля есть прихожане, благотворители, которые помогают из года в год. И здесь очень важно взаимодействие, необходимо правильно выстроить работу: не просто семья приходит и просит помощи, а настоятель должен знать, какие семьи у него в приходе, в чем они нуждаются. Если этого нет, то надо к этому стремиться. Также следует выделить несколько приходов, где созданы группы для координации помощи участникам СВО: храм свт. Тихона и Успенский храм усадьбы Демьяново, Троицкий собор.
– Сейчас в Клинском благочинии зарегистрировано 38 храмов, а фактически их 52. Почему такая разница?
– В число зарегистрированных не входят приписные храмы, домовые, действующие при каком-либо учреждении. Например, храм вмч. Варвары в Клинской городской больнице и храм вмч. Елисаветы в доме престарелых и инвалидов.
Есть храмы, не задействованные круглогодично, и часовни, где богослужения совершаются только летом, поэтому такой разброс: 38 храмов зарегистрированных и постоянно функционирующих, в остальных храмах богослужения совершаются нерегулярно.
– В этом году в Клинском благочинии появились два новых священника. Насколько остро стоит сейчас кадровый вопрос?
– Самый лучший вариант, когда человек, который здесь живет и которого мы хорошо знаем, если у него есть горячее желание служить Богу, после окончания семинарии остается в Клину. У нас есть будущие священнослужители, которые идут по этому пути. Однако на сто процентов кадровый вопрос это не решает. Есть приходы, которые нуждаются в настоятелях, даже в городские храмы, в которых осуществляется ежедневное богослужение, требуются клирики. В беседах с нашим владыкой Кириллом этот вопрос поднимался, епархия старается нам помочь. Действительно, у нас появились два клирика, которых мы приняли из других епархий, – интересные, глубокие люди. Но проблема нехватки кадров остается, хотя она стоит не так остро, как два-три года назад. Несколько молодых людей из Клина сейчас учатся в семинариях, и мы надеемся, что через какое-то время они станут диаконами, а затем и священниками. Что касается прибывших к нам священнослужителей, то им нужно время, чтобы адаптироваться, узнать приход, обжиться на новом месте. Важно, чтобы человек чувствовал, что он не брошен. Раньше, особенно в 90-е годы прошлого века, священника переводили на какой-либо приход и смотрели – «выплывет» или нет. Мы пытаемся от этой практики уходить: как только у нас появляется новый священник, стараемся решить его жилищный вопрос, оказать хотя бы небольшую материальную помощь, чтобы он чувствовал открытость, поддержку и, самое главное, начинал служить. Ведь если призванный к служению не служит, то всё остальное не имеет значения.
– О. Евгений, сейчас в благочинии проходят Рождественские чтения. Это совместный ежегодный образовательный проект Клинского благочиния и Управления образования. Семинары, конкурсы поделок, встречи учащихся со священниками. В чем еще вы видите потенциал совместной работы? И почему священники – нечастые гости в школах? Не зовут или некогда?
– Взаимодействие с Управлением образования у нас есть, и оно давнее. Но и вопросов, которые действительно нужно решать, много. Если между священником и руководством школы сложились творческие, добрые, деловые отношения, тогда происходит настоящая работа – и духовная, и мировоззренческая. И самое главное, что есть диалог между учениками и священником. Примеры такого взаимодействия – среднеобразовательные школы в поселках Нудоль и Нарынка, а также в г. Высоковске, отдельные школы г. Клина. Однако бывает, что всё сводится к банальному формализму. К сожалению, не все священники готовы и могут найти общий язык с учащимися и педагогами: для этого нужен большой опыт и, конечно, призвание. На мой взгляд, таким призванием среди наших клириков обладают протоиерей Аркадий Штейнберг, протоиерей Георгий Ефременков, протоиерей Димитрий Костин, иерей Василий Денисюк, диакон Иоанн Иванов. Согласен, стоит задуматься об увеличении встреч школьников со священниками, потому что, как показывает опыт, вопросов, особенно у подростков, много.
– А теперь давайте поговорим о том, какие важные даты и юбилеи ждут нас в новом году. Прежде всего, 100-летие кончины патриарха Тихона. У нас в Клину есть храм, посвященный этому святому. Также в 2025 году исполняется 25 лет со дня Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви, на котором было прославлено более 1200 новомучеников и исповедников Церкви Русской, среди них и новомученики Клинские.
– На нашей земле действует освященный в 1992 году патриархом Алексием II храм святителя Тихона, патриарха Всероссийского. Приход Тихоновского храма ведет большую работу по краеведению, изучает материалы по новомученикам, проводит научные конференции, по итогам которых выпускает целые сборники. Это заслуживает огромного уважения. Кроме того, при храме действует община глухих и слабослышащих людей. Мы знаем, как непросто найти общий язык с обычным человеком, и намного сложнее с тем, у кого есть проблемы с коммуникацией. У прихода Тихоновского храма это получилось: на языке жестов объясняется богослужение, текст дублируется на экран, священник внятно и спокойно произносит возгласы, можно понять, какая часть богослужения идет. Таким образом люди с нарушением слуха имеют возможность участвовать в службе. Для них это очень важно. Центром всей этой работы, конечно, является настоятель храма протоиерей Анатолий Фролов.
Что касается изучения подвига новомучеников, пострадавших на Клинской земле, то в нашем благочинии эта работа ведется давно. Есть несколько человек, которые этим занимаются. Сейчас стало сложнее получить доступ к архивам, но работа в этом направлении ведется. Тут нужно помнить, что границы современного городского округа Клин и Клинского уезда XIX века не совпадают. Поэтому мы стараемся священников, клириков и мирян, живших в Клинском уезде и принявших мученический подвиг, включить в Собор новомучеников и исповедников Клинских. Этот процесс идет по благословению священноначалия, также мы пытаемся находить новые документы и свидетельства.
На 2025 год намечены многие мероприятия, посвященные предстоящим юбилеям. Прежде всего, конечно, в храмах пройдут торжественные богослужения, намечено открытие выставки о новомучениках и исповедниках, большая конференция и лекции, посвященные подвигу новомучеников.
– А где и когда планируется провести выставку?
– Выставку, посвященную жизни и подвигу святителя Тихона, патриарха Всероссийского, и новомученикам и исповедникам земли Клинской, мы планируем открыть в выставочном зале имени Ю. Карапаева в феврале-марте 2025 года. Постараемся, чтобы она получилась интересной.
– В следующем году мы будем праздновать 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Это дата, которая объединяет всех, потому что та война коснулась каждой семьи.
– Дата эта важная, День победы – праздник всенародный, объединяющий все поколения. Уже в начале года пройдет большая конференция к юбилею Победы. В мероприятиях, в том числе совместных с администрацией городского округа, будут принимать участие все наши священники. Слава Богу, живы еще ветераны войны, но многие из них уже не могут выходить из дома и нуждаются в нашей поддержке и духовном окормлении.
– Наше интервью мы записываем в преддверии Нового года и Рождества Христова – теплых семейных праздников. Как вы, о. Евгений, отмечаете их со своей семьей? Расскажите о ваших семейных традициях.
– Новый год мы тихо и спокойно отмечаем в кругу семьи. После новогоднего молебна собираемся за скромным столом, просто наслаждаемся тем, что мы вместе, общаемся (ведь это единственный праздник, когда священник может находиться дома) и сидим до двенадцати часов, чтобы услышать новогоднее поздравление президента. Гостей мы не приглашаем, кроме нашего давнего друга, крёстного дочери. Главное внимание мы, конечно, уделяем церковному празднику – Рождеству Христову. Дети с матушкой заранее делают подарки друзьям и знакомым: свечки, игрушки, пряники, пекут традиционный рождественский кекс – штоллен. В нашей большой семье кто-то идёт на ночную службу, кто-то – на утреннюю. Потом у нас собирается большая компания родственников: взрослые и 12 детей (двоюродные братья и сестры от 2 до 16 лет). Матушка, как правило, ставит с детьми рождественский спектакль. Ну и, конечно, все находят под ёлкой подарки.
Всем нашим читателям хочется пожелать, чтобы в суете праздника они не забывали Того, Кто нам подарил самый дорогой подарок – бесценный дар вечной жизни. Поблагодарите Господа за те минуты и часы, когда чувствовали Его поддержку, и искренне попросите, чтобы таких мгновений в следующем году было больше!
Фото: Сергей Троицкий