Автор: Протоиерей Аркадий Штейнберг

Кажется, совсем недавно закончился Рождественский пост, пролетели святки, ночные купания в «иордани», крещенские морозы, началась «обычная» церковная жизнь. И вот уже в один из воскресных дней после Божественной Литургии батюшка, объявляя, как обычно, расписание богослужений на предстоящей седмице, сообщает своей пастве, что следующее воскресенье — Неделя о мытаре и фарисее, начинающая подготовку к Великому посту.
И при всей нашей усталости, озабоченности житейскими, всенародными и мировыми проблемами, многие из нас чувствуют некий импульс, встряхивающий нашу жизнь. Точнее, его еще нет, мы только чувствуем его приближение. Вспоминаются ни с чем не сравнимые песнопения приготовительных седмиц: «Покаяния отверзи ми двери…», «Не помолимся фарисейски, братие…», «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом…», «Объятия Отчи отверсти ми потщися…», «Помощник и покровитель…» А затем последует «весна души» — Прощеное воскресенье и сам Пост, с долгими службами, поклонами, бесконечными воздыханиями: «Господи и Владыко живота моего…», с этим воистину Великим каноном «Откуду начну плакати…» А там — и «Свет Христов», который «просвещает всех», и «Ныне силы небесныя…», и далее по чину Преждеосвященных… и вся, вся громада этого Великого поста, радостное очищение души, облегчение, просвещение… И уже сейчас брезжит свет в конце туннеля — Страстная и… Пасха, Пасха!.. Красота!..
Скоро, скоро, душа моя, ты окунешься в эту жизнеобновляющую стихию Великого поста, поплывешь, невзирая на искушения (тоже обязательные), в великом церковном корабле к тихому пристанищу святости, к тому дальнему берегу, «идеже правда живет», «идеже празднующих глас непрестанный», где ходят «веселыми ногами», где все друг друга целуют и всю ночь не устают кричать: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»
Да, прекрасная, счастливая жизнь в покаянии и молитве. И даже не хочется сказать: «Скорее бы». Пусть все идет по своему абсолютно правильному духовному чину, веками проверенному и Церковью установленному. Всему придет свое время. Но…
Мы предвкушаем грядущую духовную радость от пребывания в этих святых трудах и чувствах, в переживании духовной жизни. Мы будем ею жить! Но ведь цель-то наша состоит не просто в том, чтобы еще раз, а подчас уже далеко не первый, этот дар Божий вкусить и насладиться им.
Цель состоит в том, чтобы эта жизнь вошла в нас, стала нашей, мы должны стать ее участниками и причастниками. Мы должны не просто насладиться и даже возлюбить эту жизнь, а измениться. Должны стать христианами не по названию, а по истине. Чтобы в нас зазвучало: Авва Отче… закон Твой посреде чрева моего… (Пс. 39, 9) и «не моя воля да будет, но Твоя», и «да святится имя Твое!»
А как обычно происходит у нас? Переживая сердцем святые чувства, мы не пускаем их в глубину нашего сердца. Там, в этой глубине, мы остаемся прежними, какими привыкли быть. И поэтому из-за нашего самолюбия мы не достигаем любви. Мы не достигаем Бога, Который «есть Любовь«. Его достигает только пребывающий в любви, ибо таковой пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16).
Когда такое Божественное изменение происходит с нами, оно не бывает невидимым ни для нас самих, ни для окружающих, хотя и происходит постепенно и «неприметным образом». Так «не может укрыться город, стоящий на верху горы». Оно происходит на всех планах жизни: дела становятся поступками, слова — исполненными силы, мысли и чувства гнушаются всякой нечистоты и противятся ей, ибо в нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». А в совокупности это изменение является покаянием, деятельным и истинным, в результате которого мы начинаем «ходить во обновлении жизни», «со страхом и трепетом… проходя поприще духовного подвига, восходя от веры в веру», солью смирения приправляя наше предстояние пред Богом и «верою достигая наконец спасения души».
Посему должно нам настроиться на труд, нацеленный на результат, а не на пребывание в процессе. Должно нам избавиться от нашей скверны, увидеть, что это действительно скверно — то, что мы делаем постоянно, удаляясь от Христа «на страну далече». Увидеть себя не такими, какими воображаем и какими кажемся и себе, и, часто, окружающим, а такими, какие мы есть на самом деле, — нищими, убогими и нагими. Чтобы услышать: «Рабе добрый, благий и верный», — нужно работать как раб, не покладая рук, трудиться и молиться, молиться и не унывать. Ибо Тот, Кто сказал: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5), — сказал и: Я с вами до скончания века (Мф. 28, 20). Так устремимся к Нему! Не к себе, а от себя!
Протоиерей Аркадий Штейнберг,
настоятель Преображенской церкви пос. Нудоль
Фото: Евгений Цапенко