Пастырь Божий
Только Бог мог даровать силы, терпение, великую веру и надежду в те трудные и страшные годы сталинского лихолетья. Господь сподобил вынести все трудности и ужасы жизни священнику Василию Бармушкину, пронести семя веры Христовой и передать ее нам: детям, внукам и правнукам. 26 марта 2025 года исполнилось 125 лет со дня рождения нашего дедушки, прадедушки и прапрадедушки протоиерея Василия Акимовича Бармушкина, который много лет был настоятелем храма Воскресения Словущего в с. Шипулине Клинского благочиния.
Родился отец Василий в селе Путятино Рязанской области в 1900 г., там же получил образование – 5 классов школы. В 1917 году закончил Старо-Рязанское второклассное ремесленное училище.
Его родители были крестьянами. Отец, Иоаким, был воином, участвовал в Русско-Японской войне (1904–1905 гг.).
Василий, с юности получивший от своих родителей церковное воспитание, был певчим, регентом и псаломщиком при Архангельской церкви села Путятина. В 1922 году венчался с Матроной Васильевной Юрковой, а через два года, в 1924, был рукоположен в сан диакона епископом Глебом (Михайловским). В 1929 году рукоположен во священника епископом Коломенским Петром в храме святых апостолов Петра и Павла в Москве на Преображенской площади (в 1964 году этот храм взорвали). После рукоположения был направлен священником в село Шкинь Коломенского района, затем переведен в московский храм на Остоженке вторым священником.

Много испытаний пришлось преодолеть ему и его близким. В селе Путятино раскулачили маму отца Василия, Евдокию – отобрали корову, сняли железо с крыши дома. Там же умерла от голода теща отца Василия, Мария Юркова. Какой-то период семья жила в Москве, там же родилась дочь Антонина. Отец Василий вынужден был работать для пропитания семьи на заводе Мосстроя. Матушка его, Матрона, работала в Москве на стройке и жила в общежитии. Сестра отца Василия, Елисавета, работала на ВДНХ маляром и участвовала в строительстве метро.
Позже семья переехала в город Егорьевск на съемную квартиру. На тот момент у отца Василия было двое детей – Константин (26.05.1926 – 13.06.1983 гг.) и Антонина (17.03.1931 – 01.06.2005 гг.).
2 августа 1932 года отца Василия арестовали, поместили в Бутырский изолятор, а 19 августа, в праздник Преображения Господня, был вынесен приговор по ст. 58-10 УК и постановление: заключить в исправтрудлагерь сроком на три года. Батюшка участвовал в строительстве Беломорско-Балтийского канала.
После освобождения в 1935 году, отец Василий вместе со своей матушкой, сестрой Елисаветой (в замужестве Артамоновой) и ее двумя детьми жили в г. Егорьевске. Через год у о. Василия родилась младшая дочка, Валентина Васильевна Бармушкина (29.01.1937 – 07.02.2010 гг.). Отец Василий устроился работать кочегаром на АТИ «Тормозная лента». Трудно было прокормить большую семью, вместе с матушкой Матроной они валяли валенки и продавали их в Москве. Дом топили опилками. Чуть позже матушка Матрона устроилась на швейную фабрику «Старт», куда ей приносили кормить маленькую дочку Валю. Дом отапливали отходами швейного производства.
В 1943 году – снова арест отца Василия и ссылка на 10 лет, статья 58-10 ч. 2 УК; за отличный труд срок впоследствии снизили на два года.
Страшно сейчас представить, как проходило время для священника в заключении. На руках отца Василия остались страшные следы, раны от издевательств и пыток в лагере. Со слов близких для нашей семьи людей и как рассказывал сам дедушка Василий, а точнее приоткрывал весь ужас своего пребывания в заключении, известно вот что: «На время, пока шло следствие, меня поместили в камеру к самым злым заключенным. Они меня всю ночь заставляли стоять на одной ноге, и говорили, чтобы я отрекся от Бога. Потом грозились убить, но я им отвечал, что буду только рад сразу оказаться у Господа. Спрашивали меня: “Поп, какую руку тебе целуют? Правую или левую?” – и ножом ранили руку». Следы этих ран шрамами и запечатлелись на руке о. Василия.
Нам сейчас очень трудно представить, как священник, в самом расцвете сил и полный жизни, вдали от семьи был лишен свободы, права голоса и служения, какие переживания испытывала его семья. Неизвестность – наверное, самое основное и тяжелое.
После освобождения в 1951 году отца Василия не прописывали в Московской области, но назначили вторым священником к церкви Рождества Богородицы села Новопанское Михайловского района Рязанской области. Затем он переведен настоятелем в Пятницкую церковь села Казинка Скопинского района Рязанской области. Вскоре назначен настоятелем храма Рождества Богородицы в село Маково Рязанской области, Михайловского района. Это происходило в период с 1951–1954 гг.
Епископ Рязанский Николай перевел отца Василия в Московскую область. 25 марта 1956 года митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем о. Василий был назначен настоятелем Покровской церкви села Карасева Коломенского района, им же был переведен в 1957 году в город Егорьевск на должность второго священника храма святителя Алексия митрополита Московского, в Нечаевскую церковь.

30 апреля 1958 года отец Василий был назначен настоятелем Воскресенской церкви села Шипулино Николо-Железовского погоста Клинского района, где и прослужил до конца своих дней. В 1967 году награжден саном протоиерея митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом, будущим патриархом.
Отец Василий любил богослужение, особенно заупокойные службы. Провожал покойников на кладбище, служил литию и прощался с усопшим. Из воспоминаний внучки, Елены Константиновны Бармушкиной: «Дедушку помню с четырёх лет, именно тогда фотограф выстроил всех нас около дверей храма (1965 г.). Как это ни странно, родители наши уезжали, и оставляли нас на плечи матушки Матроны, о. Василия и ещё нескольких монахинь и девиц. Помню т. Таню-просфорницу, она обязательно птичек пекла деткам…

Из воспоминаний Платоновых, живших в доме рядом с храмом: «Отец Василий всех любил, не был строгим, на исповеди всё прощал. Приходил к нам в дом, и мы кричали – «Батюшка Василий идет, ставьте самовар!»
Из воспоминаний внучек Ирины и Веры (Брысаевых): «Бабушка Мотя всегда готовила нас ко всенощной. Посадит на скамейку, чтобы мы отдохнули перед службой, успокоились от дневного веселья. Бабушка Матрона была строгая и молчаливая, а дедушка Василий – всегда с шутками-прибаутками. После Литургии в воскресенье все шли в сторожку, где был обед, а после пили чай с кусковым сахаром из самовара и пели духовные канты – «Житейское море», «Ты не пой соловей» и другие. Потом дедушка Василий шел отдыхать в небольшую комнату, отделенную занавеской, и что-то всё время писал на бумаге. Так проходило наше беззаботное детство, в окружении любви и радости. Многого мы не знали, не понимали, что пришлось пережить отцу Василию, находясь в заключении, и бабушке Моте, которая растила троих детей заключенного священника».
Отец Василий Бармушкин отошел ко Господу 31 января 1975 года, был похоронен на городском кладбище г. Егорьевска.
Вечная память дорогому нашему дедушке, прадедушке и прапрадедушке протоиерею Василию Бармушкину! Да упокоит его Господь в селениях райских и сподобит нас грешных радостной встрече в Царствии Небесном!
По воспоминаниям родных и близких священника.
Фото из личного архива семьи о. Василия Бармушкина