Image

Традиционная православная икона и западная (католическая) церковная живопись

Автор: Диакон Иоанн Иванов

Традиционная православная икона и западная (католическая) церковная живопись

          Если икона – это молитва, выраженная через изображение, то в настоящее время только восточно-православное религиозное искусство можно назвать иконописью, а католическое, латинское, возникшее после разделения в Церкви в XI веке, – только живописью.

          Икона родилась в первые века жизни Церкви, и ее живописный язык окончательно сформировался к концу первого тысячелетия христианской эпохи. Задача традиционной православной иконы – являть в земном мире красоту и реальность мира Небесного Царства.

          Византийская и древнерусская икона – символична и канонична. Католический же живописец остается в своих формах всегда более или менее натуралистичным. В Западной Церкви древний иконографический язык оказался забытым, и художники Западной Европы были в значительной степени вольны давать свою художественную интерпретацию ветхозаветным и христианским сюжетам. Постепенно такая религиозная живопись все дальше отходила от собственно иконописи и создавала то, что называется картинами на религиозные темы. Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные общественные умонастроения. Икона – средство для общения с Богом и Его святыми.

          Однако стоит заметить, что ряд католических икон почитается и в православии, равно как и в католическом мире есть особо почитаемые православные иконы.

          Так, например, прп. Серафим Саровский молился перед иконой «Умиление Серафимо-Дивеевская», которая является изводом (вариантом) Виленской-Остробрамской иконы, находящейся у католиков, но восходящей к древнему времени православия на литовских землях.

          Хотя эта икона написана явно под западным влиянием, она со времен прп. Серафима Саровского стала широко известной и в православии. Или икона «Гефсиманское моление» – она тоже написана в католической традиции, но ее почитают и в православии. Среди католиков же очень почитаемы Казанская, Владимирская иконы Божией Матери и др.

          С практической (внешней) стороны разницу между иконами определить может любой человек. Нимб (условное обозначение сияния вокруг головы изображений Христа, Богоматери и святых, символизирующее их святость) в католической традиции представляет собой изображенный в перспективе круглый плоский предмет, как бы висящий над головой. В восточно-православной традиции нимбы описывают вокруг головы круг, свечение, сияние в виде круга. Такие нимбы представляют собой нечто неразрывно связанное с фигурой. Нимб «католический» – это венец святости, данный святому в качестве награды, как бы приложенный, а нимб «православный» – венец святости, рожденный изнутри. Другими словами, «католический» нимб – это корона, данная праведнику за его труды, «православный» нимб – свет Божественной славы, который родился внутри святого, и этот Божественный свет составляет единое целое с преображенной плотью святого.

Последние новости

Святая Ольга Аляскинская, покровительница женщин, переживших насилие

Священный Синод включил имя святой праведной Ольги Аляскинской в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования ее памяти…

Ноя 9, 2025

Всех скорбящих Радость

В воспоминание чудес и помощи Божией Матери назвали православные жители Клина новый кладбищенский храм в 1860 году

Ноя 6, 2025

Икона Пресвятой Богородицы «Казанская». Очерк из истории церковного искусства

Казанская икона Богоматери восходит по своей иконографии к одному из древнейших византийских иконографических изводов

Ноя 4, 2025

Человек, который перевернул наш город

Воспоминаниями о прот. Борисе Балашове делится прот. Александр Союзов

Ноя 2, 2025
Традиционная православная икона и западная (католическая) церковная живопись