Автор: Протоиерей Владимир Калуцкий
Фото: Татьяна Пильнова
Крест
В этот день мы вновь и вновь осознаём великое таинство нашего спасения, совершившееся на кресте. В храмах предлагается для почитания и поклонения святой крест, чтобы через это поклониться Тому, Кто был распят на нём, чтобы прославить Сына Божиего, ставшего сыном человеческим, Господа нашего Иисуса Христа.

Престольный праздник в Крестовоздвиженском храме с. Воздвиженское
Сам Христос Своим ученикам заранее предсказывает Свои страдания и, более того, по некой таинственной необходимости обозначает и как бы узаконивает для Себя один род смерти: Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, И БЫТЬ РАСПЯТУ (выдел. авт.), и в третий день воскреснуть (Лк. 24:7). Но почему именно крест избрал Господь орудием всемирного спасения?
Мы помним, что злоключения рода человеческого начались с греха первых людей, Адама и Евы, ослушавшихся Бога и вкусивших запретный плод с дерева познания добра и зла. Поскольку праотцы согрешили посредством древа, то благоволил Бог и спасти их через дерево, то есть через крест, «смертью смерть поправ». Примечательна форма креста. Вертикальная перекладина креста соединяет небо и землю, а горизонтальная – концы земли.
Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Как четыре конца креста связываются и соединяются в центре, так Божией силой содержатся и высота, и глубина, и долгота, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь». Крест – это Евангелие о богочеловечестве Христа.
Слово «евангелие» переводится с греческого как «благовестие», то есть доброе известие о пришедшем в мир Спасителе. С Креста Господь проповедует нам, что Он есть истинный Бог и истинный человек. Руки Господа на кресте направлены вверх, ибо Он как человек вопиял: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мк. 15:34). И одновременно руки Спасителя направлены вниз к людям, ибо Он как Бог призывал: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11:28).
Руки Спасителя пригвоздили к горизонтальной перекладине креста, а ноги внизу – к специальной подставке для ног. Над головой Понтий Пилат приказал повесить табличку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». В современной иконографии крест вместе с табличкой и подставкой для ног имеет восемь концов, а число восемь – это обозначение будущего восьмого нескончаемого дня Царствия Небесного. Таким образом, как писал святитель Игнатий Брянчанинов, «нет другого ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова». Примечательно, что самая часто повторяемая молитва христианских подвижников, называемая Иисусовой молитвой, тоже имеет восемь спасительных слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Господь был распят между двумя разбойниками. Один из них, находящийся по левую сторону от Спасителя, хулил Его. Разбойник с правой стороны увещевал своего товарища прекратить хуления, а затем, обратившись ко Христу, сказал: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое». Тогда сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
Подставка для ног, нижняя перекладина креста изображается наклонной для обозначения того, что один разбойник был взят в рай (конец перекладины поднят вверх), а другой разбойник тяготою хуления осужден в ад (конец перекладины опущен вниз). Таким образом, крест – это духовные весы, причем не только для тех только двух разбойников, но и для всего человечества. Мы все пред Богом – разбойники, ибо «все согрешили и лишены славы Божией». Кто покается и поверит Христу, исповедуя свою веру, если надо, и перед людьми, тот последует за Христом и благоразумным разбойником в рай. Кто не поверит Христу или отвержется Его, тот и в будущей жизни окажется в адском мраке без Христа.
Крест – это новое древо жизни. Царство Божие начинается уже здесь, на земле, и уже сейчас. Оно не приходит приметным образом. Царство Божие – в Церкви Христовой, о чем возвещает священник в начале Божественной литургии: «Благословенно Царство…» В этом начинающем проявляться Божественном Царстве новым древом жизни является крест. На нем – плод, дающий жизнь вечную, – Тело и Кровь закланного Агнца Божия, Иисуса Христа. Ибо Сам Спаситель сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53).
Напоследок приведём прекрасные слова святителя Кирилла Иерусалимского из его огласительных бесед: «Итак, да не устыдимся Креста Христова, но хотя бы другой и утаивал его, ты открыто знаменуй им чело свое, чтобы злые духи, узнав царское знамение, с трепетом далеко убегали от тебя. Знаменуй себя им, когда ешь, пьешь, садишься, ложишься, встаешь от сна, говоришь, ходишь, вообще при всяком случае. Ибо Распятый на Кресте пребывает на высоте неба… Сойдя в ад и обратно изойдя к нам, от нас опять взошел на небо, при гласе Отца, воззвавшего к Нему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».
Протоиерей Владимир Калуцкий,
настоятель храма Архангела Михаила в дер. Поджигородово




