Image

Воскресные школы: проблемы и пути их решения

Автор: Наталья Волкова

Фото: Юлия Павлюк

Воскресные школы: проблемы и пути их решения

          С января 1991 года, когда государство разрешило Церкви открывать школы при храмах, когда появилось много взрослых и детей, желающих обучаться в этих школах, прошло почти 35 лет. В последние годы число детей, приходящих на занятие, резко сократилось. Да и во взрослых группах не очень много желающих. Конечно же, возникает вопрос: «В чем причина такого положения дел?» 

          Поначалу, когда не было учебных пособий, методического материала преподаватели церковных школ довольствовались в основном учебником прот. Серафима Слободского «Закон Божий», личными знаниями и личным не очень совершенным духовным опытом. Уроки проходили в режиме бесед. В основном преподаватель рассказывал библейские сюжеты, жития святых, объяснял устройство храма, знакомил с содержанием богослужений, таинств Церкви и т. д.

          В нашей школе первый «удар» был нанесен такой системе преподавания через десять лет четырнадцатилетним подростком, который обучался в школе с семилетнего возраста. Он с вызовом заявил, что больше не верит в эти сказки. Можно было обидеться, но благодаря смелости этого ребенка, его выпаду, появилась необходимость проанализировать свои ошибки, недочеты в работе, найти новые приемы обучения.

          В первую очередь понадобилось научиться говорить на языке, понятном ученикам. Не секрет, что словарный запас современных детей крайне скуден. Во-первых, из-за того, что они мало читают хорошую литературу, во-вторых, в стране происходит процесс искусственного изменения языка через внедрение множества иностранных слов, которые не всем взрослым понятны, – замена понятийного аппарата. Например, во время моей молодости слово план обозначало заранее намеченный порядок действий для возможности осуществления определенных работ. А последние десятилетия у молодежи это обозначает один из видов наркотиков. То есть кто-то сознательно проводит политику, известную со времен Древнего Рима: «Разделяй и властвуй!» – чтобы смешать языки, как при вавилонском столпотворении, чтобы взрослые и дети не понимали друг друга. По сути – разобщить поколения.

          Вторая проблема связана с введением в общеобразовательных школах уроков православной культуры. Часто этот замечательный предмет ведут либо учителя далекие от церковной жизни, либо преподаватели с атеистическим мировоззрением. Поэтому дети получают или искаженные знания о Боге, Церкви, православии, или с негативным оттенком. В любом случае в церковную школу мало кто из них придет, полагая, что они получили знания на таких уроках.

          Кроме того, в школьной программе курсы биологии, химии, физики составлены с точки зрения материалистического мировоззрения. На уроках обществознания за эталон выдаются мнения ученых-атеистов. При этом умалчивается правда о большом числе глубоко верующих ученых, которые благодаря своей вере в Бога сделали замечательные научные открытия. Причем среди таких ученых много лауреатов Нобелевской премии, космонавтов, исследователей всех научных специализаций.

          Поделюсь нашим опытом. Чтобы привлечь внимание учеников церковных школ на занятиях, мы прежде всего в нашей школе уделяется внимание значению слов. Постоянно спрашиваем ребят, что означает это слово или термин. И только после объяснения его значения продолжаем диалог. Я не оговорилась: именно диалог. В начале занятия обозначаем задачу, в которой может быть заключена или интрига, или какое-либо противоречие, которое дети должны попытаться разрешить сами после не просто прочтения или пересказа библейского текста, а после его исследования. Такой вид работы всегда вызывает живой интерес. Если есть возможность, например при разборе Шестоднева, приводим примеры взглядов различных ученых на происхождение мира, цитируем их мнения, тем самым показывая, что к Богу ведут две дороги, не противоречащие друг другу, – религия и наука.

          В прошлом учебном году в наш преподавательский коллектив пришла психолог, работающая со студентами физкультурной академии. Ее как профессионала заинтересовало: почему дети ходят на занятия? Должна сказать, что в нашей школе обучаются в основном мальчики, среди них только две девочки. Ответ поразил: «Нас здесь не обижают, не унижают, не ругают». Они чувствуют нашу любовь к ним, уважение к их личности, снисхождение к их слабостям, промашкам, неподдельный интерес к их внутреннему миру. Мы отвечаем на все их вопросы, даже те, которые могут показаться кощунственными. Помогаем разобраться с возникающими противоречиями между знаниями, полученными в общеобразовательной и церковной школах.

          Наша главная цель – помочь детям узнать о Боге, полюбить Его и Церковь, полюбить церковные службы, стать их участниками, то есть настоящими православными христианами.

Наталья Волкова, преподаватель воскресной школы Петропавловского храма пос. Малаховки

Последние новости

Святая Ольга Аляскинская, покровительница женщин, переживших насилие

Священный Синод включил имя святой праведной Ольги Аляскинской в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования ее памяти…

Ноя 9, 2025

Всех скорбящих Радость

В воспоминание чудес и помощи Божией Матери назвали православные жители Клина новый кладбищенский храм в 1860 году

Ноя 6, 2025

Икона Пресвятой Богородицы «Казанская». Очерк из истории церковного искусства

Казанская икона Богоматери восходит по своей иконографии к одному из древнейших византийских иконографических изводов

Ноя 4, 2025

Человек, который перевернул наш город

Воспоминаниями о прот. Борисе Балашове делится прот. Александр Союзов

Ноя 2, 2025
Воскресные школы: проблемы и пути их решения