Причины и следствия модернизации сакрального искусства (Продолжение)

Автор: Е.Д. Шеко, зав.кафедрой иконописи ПСТГУ

Модернизация сакрального искусства как «дар» концепции христианского единства (на примере эволюции алтарной преграды).

Доклад Е.Д. Шеко, зав.кафедрой иконописи ПСТГУ, прочитанный в НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств.

→ Читать начало статьи

Болгарский археолог Никола Ангелов, автор рисунка алтаря базилики на холме Царевец, заведовал Археологическим отделом музея Велико Тырново и руководил раскопками в 1956-78 гг. Он был современником и единомышленником Анастасиоса Орландоса, автора реконструкций раннехристианских алтарных преград, получивших всероссийскую известность в трудах В.Н. Лазарева. Именно В.Н. Лазарев опубликовал эти реконструкции4 с подписью «реконструкции Орландоса», которые с тех пор кочуют по различным изданиям и сетевым блогам.

На трудах В.Н. Лазарева выросли все поколения современных российских искусствоведов. Большинство диссертантов черпают базовые сведения из его работ, написанных ясно, прекрасным литературным языком и с подлинно академической культурой. Авторитет В.Н. Лазарева для нас непререкаем, а для самого В.Н. Лазарева непререкаем был авторитет А. Орландоса. Тем более, что эти реконструкции вполне укладывались в теоретические выкладки еще одного авторитетного специалиста по истории церкви – Е.Е. Голубинского (1834–1912), академика Императорской Академии наук. Голубинский утверждал: «Первенствующие христиане (как целое общество) не употребляли и не допускали в местах своих общественно-молитвенных собраний или церквах ни икон, ни священных изображений, во-первых, потому, что христианство вышло из иудейства. Иудеям дана была Богом заповедь: не сотвори себе кумира и всякого подобия и пр. – и эта заповедь была понимаема первенствующими христианами, вместе с самими иудеями, не в том только смысле, что ею запрещается делать кумиры богов иных или демонов, а в смысле безусловного запрещения всяких изображений. Во-вторых, и главное, чрез допущение священных изображений христиане не хотели уподобляться язычникам, которые имели и чтили изображения своих богов, чтобы таким образом не приравняться к ним и не явиться как бы теми же чтителями камней и дерева»5.

Е.Е.Голубинский известен своей смелой критикой установившихся воззрений и новым освещением фактов русской церковной истории. Поэтому его взгляд на происхождение и первоначальный облик алтаря тоже не вполне соответствует «духу учения и достоинству Православной Церкви», как сказано в Синодальном определении 1880 г. Апеллируя к традициям «первенствующих христиан», основанным на ветхозаветных иудейских запретах, Голубинский тем самым ставил под сомнение сам факт появления и развития иконописи.

Реконструкция алтарной преграды базилики IV века, сделанная А. Орландосом, стала в искусствоведческой литературе хрестоматийной. Хотя на этой реконструкции отсутствуют не только иконы, но и сам алтарный престол.

Реконструкции А. Орландоса

В полукруглой апсиде условно изображен некий сценический подиум: непонятно, какова его функция? Справа, внутри ограды – две ступени, ведущие непонятно куда. Решетка этой алтарной преграды реконструируется по нескольким маленьким фрагментам, найденным в отвалах археологического раскопа6. Какого времени эти фрагменты, относятся ли они к алтарной преграде или, быть может, являются частью оконных переплетов – точного ответа нет.

Портрет А. Орландоса

Кем же был А. Орландос, чьи схематично-условные иллюстрации стали азбукой для всех интересующихся византийским искусством?

Анастасиос Орландос (1887–1979) – крупный греческий археолог и чиновник от археологии. С 1951 по 1979 гг. (до самой своей смерти) он возглавлял Афинскую Академию и Ассоциацию христианских археологов, был директором Византийского музея Афин. Разумеется, в силу своего положения, он имел возможность влиять на мнение экспертного сообщества, решать и определять направление исследований. И даже если он сам был добросовестным и честным профессионалом, тем не менее, он был человеком своей эпохи, мог и просто ошибаться. Однако именно концепция А. Орландоса легла в основу деятельности европейских археологов в 50–70-х годах ХХ века (а это, стоит помнить, – эпоха подготовки, проведения и последующей реализации курса II Ватиканского собора, приведшего к демонтажу традиционной католической литургии). Греческие археологи, вероятнее всего, были православными, однако в археологии как науке главный тон в ХХ веке задавали не они, а ученые – англичане, немцы, американцы: конфессионально – католики и протестанты.

А. Орландос не только курировал раскопки греческой Академии, но также осуществлял взаимодействие и научную фиксацию всех археологических открытий, транслировал эти открытия в свой сегмент влияния, в который входили и российские исследователи. Не имея возможности лично вести работы на раннехристианских археологических объектах, наши археологи и искусствоведы использовали иллюстрации в зарубежных научных изданиях с полным доверием. Так утвердилась научная концепция о том, что «первоначально в иконостасах икон не было». Она естественно легла на «богатый материал, собранный по литературным первоисточникам» Е.Е. Голубинским, который утверждал, что «алтарь в древнее время был совершенно открыт для молящихся мирян, ибо нынешних иконостасов вовсе не было»7.

Рассматривая современное положение алтаря в католических храмах, мы видим буквальную реализацию этой концепции – алтарный престол совершенно открыт для всеобщего обозрения. Решения II Ватиканского собора обязали все католические храмы поставить престол и совершать литургию открыто в центре храма. Некоторые православные храмы стран Евросоюза уже в 80-х годах ХХ века подхватили эту моду, не задумываясь. Так, например, в вышеупомянутом музее Велико Тырново в 1981 году была восстановлена Патриаршая церковь в честь 1300-летия создания болгарского государства на месте той самой раннехристианской базилики VІ века. Декоративно-художественное оформление интерьера этого храма выполнено художником Теофаном Сокеровым. Здесь не только отсутствует алтарная преграда, но и роспись стен выполнена в вызывающе модернистской манере. Патриаршая церковь была одним из объектов 800-летнего юбилея восстания Асеновца – освобождения Болгарии от византийского «рабства» и возобновления независимости болгарского государства. Традиционные формы благоукрашения византийского храма, по всей видимости, воспринимались как элемент «порабощения» и были заменены актуальным искусством.

Интерьер Патриаршей церкви в Велико Тырново

Модернизм в живописи неразрывно связан с реформированием богословской концепции православного богослужения. Инновации символизируют «освобождение» от условностей традиционализма, от «порабощения» канонами Церкви. Католическая церковь уже вступила на этот путь. Наиболее активные художники в России также используют возможности, которые открывает концепция «христианского единства», стремясь проявить собственную индивидуальность и творческий потенциал, не задумываясь о последствиях. И в этом случае для Православной Церкви возникает проблема сохранения своей идентичности в ХХI веке.

Служба в Патриаршей церкви Велико Тырново
Фрагмент росписи Патриаршей церкви в Велико Тырново

 Начало статьи


Примечания:

  1. Евгений Барабанов. Доклад, прочитанный в редакции «Художественного журнала» 22 ноября 2002 г. http://www.guelman.ru/xz/xx48/xx4812.html
  2. Михаил Белов. Чувства и предубеждения в архитектуре. XIX-MMVI 06.11.2006 http://www.projectclassica.ru/project/19_2006/19_project_01a.htm
  3. «Анастасис». Подлинная история украшения нижнего храма собора Феодоровской иконы Божией Матери, рассказанная участниками и очевидцами событий. Издательство Зимина, СПб. 2013
  4. Лазарев В.Н. Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон. Византийский временник.т. XXVII с. 162- 196. М. НАУКА. 1968
  5. Голубинский Е. История Русской Церкви. ТомЧасть 2 с. 188. М. 1904
  6. Anastase K. Orlandos. Délos chrétienne.Bulletin de correspondance hellénique Année 1936. Volume 60, Numéro 1 pp. 68-100
  7. Голубинский Е. Там же, с.174-175.

Последние новости

Молебен перед строительством храма в поселке Ванькино

В коттеджном поселке Ванькино Клинского округа заложили фундамент под строительство храма в честь иконы Божией Матери «Умиление». Инициатором…

Сен 15, 2024

День трезвости в Клинском благочинии

11 сентября, в день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в храмах Клинского благочиния после…

Сен 14, 2024

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В новом выпуске программы «Дорога к храму» поговорим о православном школьном образовании. Гости студии: благочинный церквей Клинского округа…

Сен 7, 2024

Нагорная проповедь. По плодам узнаете их (Воскресная школа онлайн, «Изучение Священного Писания», лекция 51)

Продолжаем публикацию занятий во взрослой группе воскресной школы при Скорбященском храме г. Клина по курсу протоиерея Бориса Балашова…

Сен 6, 2024
 
Причины и следствия модернизации сакрального искусства (Продолжение) — Клин православный