Автор: игумен Фаддей (Шавернев)
Сегодня Русская Церковь молитвенно вспоминает начало гонений на веру. Символическим открытием этого периода можно считать 2 (15) марта 1917 г., когда страстотерпец император Николай II отрекся от престола. Однако Бог послал православным людям утешение: в день отречения государя в Вознесенском храме села Коломенское была обретена икона Божией Матери, которой дали название «Державная».
Жительница бронницкой округи Евдокия Андрианова.
Бронницкая земля имеет к этому событию прямое отношение. Крестьянке деревни Починок Жирошкинской волости Бронницкого уезда (сейчас в составе Ганусовского сельского поселения Раменского района) Евдокии Андриановой, проживавшей тогда в слободе Перерва, в феврале 1917 г. дважды явилась Божия Матерь с повелением отправиться в село Коломенское и найти там Ее икону. Первое явление было в понедельник первой седмицы Великого поста 13-го февраля ст. ст., а второе 26-го февраля ст. ст. На следующий день после второго явления в Петрограде началось восстание против старой власти, названное Февральской революцией. Крестьянка отправилась в Коломенское и вместе со священником местной Вознесенской церкви отцом Николаем Лихачевым в подвале храма нашла старую закопченную икону. После очистки перед зрителями предстала Божия Матерь на престоле в темно-красной царской порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках и с Богомладенцем на коленях. Поскольку обретение случилось в день отречения императора Николая II, среди верующих укрепилось мнение, что теперь Царица Небесная заняла престол Русского государства, из-за чего найденная икона получила название «Державная».
Новообретенная икона была отреставрирована в мастерских московского Алексиевского монастыря в Красном Селе и вставлена в новый иконостас Георгиевской церкви, находящейся рядом с Вознесенской церковью. Державная икона принадлежит к типу Цареградских икон Божией Матери; время написания – вторая половина XVIII в. Скорее всего, она осталась от прежнего иконостаса Вознесенской церкви, замененного в XIX в., который в свою очередь во время эвакуации из Москвы при нашествии Наполеона в 1812 г. был принесен в село Коломенское из кремлевского Вознесенского монастыря.
К иконе сразу стали стекаться многочисленные богомольцы для поклонения, а с июля 1917 г. ее стали носить по окрестным (в том числе и московским) церквам и монастырям, фабрикам и заводам. Об обретении иконы управляющий Московской епархии епископ Дмитровский Иоасаф (Каллистов) доносил митрополиту Московскому святителю Тихону, который так описал события в своем донесении от 13 октября 1917 г. Святейшему Синоду (орфография и пунктуация оригинала): «Причт Вознесенской, села Коломенского, церкви, Московского уезда, в Июне месяце сего года донес Преосвященному Иоасафу, Епископу Дмитровскому, Управлявшему Московской епархией, что 2-го Марта с[его] г[ода] явилась к приходскому священнику крестьянка Бронницкого уезда , деревни Починок, Евдокия Андрианова, проживающая в Перерве, и сообщила о своих двух сонных видениях, бывших: одно – 13 Февраля, в чистый Понедельник, ей было сказано: «есть в Коломенском большая черная икона, ее нужно сделать красной и пусть молятся» и второе – 26 Февраля…Выслушав заявление Андриановой, священник пригласил ее в храм, где показаны были ей все иконы, находящиеся на своих местах в ризах; осмотрев их, Андрианова спросила, нет ли где еще икон. На этот вопрос священник приказал церковному сторожу и бывшему в храме прихожанину принести из подвала самую большую икону; когда ее принесли, то на ней от осевшей пыли не было видно лика, тотчас же промыли икону и на ней оказалось изображение: «Царицы Небесной, восседающей на Царском Троне, в руках имея скипетр и державу в красной мантии, на голове корона, на коленах Божией Матери – Благословляющий Спаситель». Андрианова, находя, что эта икона вполне соответствует ее видениям, тотчас же попросила отслужить молебен и с этого времени стала разноситься слава об иконе среди всех окрестных жителей и весьма многие прибегают к помощи Царицы Небесной.
Произведенным, по поручению Преосвященного Иоасафа, расследованием чрез местного духовного следователя выяснилось, что обстоятельства, изложенные в донесении причта Вознесенской, села Коломенского, церкви вполне подтверждены» (РГИА, ф. 796, оп. 445, д. 34, лл. 1-2. Машинопись).
Святитель Тихон также участвовал в составлении службы и акафиста Державной иконе. Е.И. Андрианова начала собирать деньги на богатую ризу для иконы, но ей в третий раз явилась Богоматерь и приказала этого не делать, так как скоро по всей России ризы с икон будут снимать, что и случилось потом.
В советское время Державная икона пылилась в запасниках Исторического музея Москвы, а в 1990 г. была возвращена в Коломенское и установлена в Казанском храме, входящем в комплекс Государственного историко-архитектурного музея-заповедника Коломенское, где и пребывает до сих пор, подавая утешение и помощь молящимся людям.
Память Державной иконы совершается в день ее обретения 2 (15) марта. Нам, жителям Бронницкой округи, радостно, что наша землячка Е.И. Андрианова оказалась причастной к обретению этой святыни. Несомненно, явлением этого образа Пречистая Богородица показала Свою Материнскую заботу о стране Российской. Пресвятая Богородица, спаси нас!
Источник: mepar.ru