Автор: Михаил Молотников
Пресвятая Богородица, родившая и вскормившая Богомладенца, занимает в Церкви особое положение. Недаром Её называют Заступницей рода христианского, и поэтому основные события Её жизни являются для нас великими церковными праздниками.
Более 2000 лет назад в небольшом галилейском городке Назарете жили престарелые супруги Иоаким и Анна. Это были добрые, скромные люди, любящие Бога и ближних. Одно омрачало их жизнь: у них не было детей. Но, несмотря на преклонный возраст, супруги не переставали уповать на Бога и просили даровать им чадо, приняв обет: «Если у нас родится младенец, посвятим его Господу».
Однажды Иоакиму и Анне явился ангел и сказал, что у них родится Дочь, имя Ей будет Мария (в переводе с еврейского – «госпожа» или «надежда»), и через Нее придет спасение всему миру. Прошло немного времени, и Анна почувствовала, что носит под сердцем ребенка. В положенный срок у них родилась Дочь. Этой Девочке и суждено было стать Матерью Спасителя мира, воплотившегося Сына Божия.
Когда Мария достигла трехлетнего возраста, Иоаким и Анна, предчувствуя скорую кончину, отвели Ее в Иерусалимский храм, чтобы исполнить свое обещание Богу. Здесь, при храме, Мария проведет 11 лет в трудах и молитве, а затем переселится в дом Иосифа Обручника.
Введение Марии в храм сопровождалось торжественным шествием: впереди шли юные девы, за ними – Пресвятая Дева, а за Ней – Иоаким и Анна с родственниками и знакомыми. У входа в храм торжественную процессию встретил священник Захария – будущий отец Иоанна Крестителя и родственник Анны. Так это событие изображено и на иконах. Священник Захария принял Марию на руки и предрек Духом Святым, что Она Сама станет одушевленным храмом Божиим, вместилищем Бога.
Торжественное празднование этого события как начала нашего спасения установлено с древних времен – еще святая равноапостольная царица Елена в начале IV века построила церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Митрополит Антоний Сурожский в своей проповеди так говорит про праздник Введения во храм:
«Есть праздники, сила которых заключается в воспоминаемом событии; важно, значительно в них, решающе для судеб человеческих то, что случилось; таков праздник Рождества Христова или праздник Воскресения; решающее значение имеет то, что действительно в тот день Бог стал человеком и родился на земле, что именно в тот день воскрес Господь, умерший крестной смертью ради нашего спасения.
И есть праздники, так же как и иконы, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии, даже если историческая их обстановка не ясна. Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чтобы исторически в древнем Иерусалиме действительно случилось то событие, которое описывается в богослужебной песне, — едва ли возможно; но оно сообщает нам что-то более значительное, более важное о Божией Матери, нежели физическое Ее вступление во Святая Святых, которое было запрещено и Первосвященнику. Это день, когда Пресвятая Дева, достигшая той ранней зрелости, которая делает ребенка способным лично переживать, лично воспринимать и отзываться на таинственное прикосновение благодати, когда, достигши этого возраста, Она вступила действительно во Святая Святых — не вещественное Святая Святых храма, а в ту глубину Богообщения, которую исторически Храм собой изображал.
И с каким трепетом мы должны читать в богослужебной книге слова, которые приписываются с такой нежностью, с такой глубиной Иоакиму и Анне: Чадо, иди! И будь Тому, Который все тебе дал, возношением и сладким благоуханием! Вступи в ту область, куда нет двери; научись тайнам и готовься стать местом вселения Самого Бога… Как дивно подумать, что мать, отец могут обратиться к ребенку с такими словами: Войди в ту глубину, вступи в ту тайну, куда не ведет никакая вещественная дверь, и приготовь себя быть возношением Богу, сладким благоуханием, местом вселения…
Так некоторые отцы Церкви и святитель Феофан толкуют значение этого вступления Божией Матери в храм, во Святая Святых. Не тронутая грехом, не оскверненная ничем, но уже способная чистым сердцем, не оскверненной плотью, не затуманенным умом отозваться на святыню, на славу, на дивность Божию, трехлетняя Отроковица посылается в эти глубины молитвенного, созерцательного общения.
И в другом месте того же богослужения мы читаем, как Ей тихо говорит Архангел Гавриил, чтобы Она открылась Богу и приготовилась стать местом вселения грядущего Спасителя.
Вот о чем говорит нам праздник: о том, как с первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Она вступает в те глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания, чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых. И разве удивительно после этого, что мы этот день празднуем как начало спасения: первая из всех тварей Пресвятая Дева вступает в эти непроходимые, неприступные глубины, вступает в то общение с Богом, которое будет расти и расти, незапятнанно, незатемненно, неоскверненно в течение всей Ее жизни, до момента, когда, как пишет один из западных писателей, Она сможет, в ответ на Божий призыв, произнести Божие имя всем умом, всем сердцем, всей волей, всей плотью Своей и, вместе с Духом Святым, родить воплощенное Божие Слово.
Да, в день этого праздника действительно совершается для нас явление этого дивного события, начало этого возрастания, но также дается нам и образ того, к чему мы призваны, куда нас зовет Господь: во Святое Святых. Да — мы осквернены; да — наши умы отуманены; да — наши сердца нечисты; да — наша жизнь порочна, недостойна Бога. Но всем доступно покаяние, которое может очистить нас и в уме, и в плоти, и в сердце, выправить нашу волю, всю жизнь нашу сделать правой, так чтобы и мы могли войти во Святая Святых.
И в этом празднике, в словах, которые я прочел в начале, произнесенных как бы Иоакимом и Анной, разве нет призыва к каждой матери и к каждому отцу, чтобы с ранних лет — с мгновения, когда ребенок может что-то уже если не умом понять, то чуять сердцем, воспринимать чуткостью, принять благодать — сказать и нашим детям: вступи благоговейно, трепетно в ту область, куда никакая дверь — ни церковная, ни умственная, ни иная не вводит, а только безмолвное, трепетное предстояние пред Богом, — то Святое Святых — с тем, чтобы вырасти в полную меру роста Христова, уподобиться Матери Божией и стать храмом, местом вселения и Святого Духа, и Господа в Таинствах, и стать детьми нашего Небесного Отца. Аминь!»