Image

4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы

Автор: Михаил Молотников

Пресвятая Богородица, родившая и вскормившая Богомладенца, занимает в Церкви особое положение. Недаром Её называют Заступницей рода христианского, и поэтому основные события Её жизни являются для нас великими церковными праздниками.

               Икона праздника. Новгород. XIV в. 

Более 2000 лет назад в небольшом галилейском городке Назарете жили престарелые супруги Иоаким и Анна. Это были добрые, скромные люди, любящие Бога и ближних. Одно омрачало их жизнь: у них не было детей. Но, несмотря на преклонный возраст, супруги не переставали уповать на Бога и просили  даровать им чадо, приняв обет: «Если у нас родится младенец, посвятим его Господу».

Однажды Иоакиму и Анне явился ангел и сказал, что у них родится Дочь, имя Ей будет Мария (в переводе с еврейского – «госпожа» или «надежда»), и через Нее придет спасение всему миру. Прошло немного времени, и Анна почувствовала, что носит под сердцем ребенка. В положенный срок у них родилась Дочь. Этой Девочке и суждено было стать Матерью Спасителя мира, воплотившегося Сына Божия.

Когда Мария достигла трехлетнего возраста, Иоаким и Анна, предчувствуя скорую кончину, отвели Ее в Иерусалимский храм, чтобы исполнить свое обещание Богу. Здесь, при храме, Мария проведет 11 лет в трудах и молитве, а затем переселится в дом Иосифа Обручника.

Введение Марии в храм сопровождалось торжественным шествием: впереди шли юные девы, за ними – Пресвятая Дева, а за Ней – Иоаким и Анна с родственниками и знакомыми. У входа в храм торжественную процессию встретил священник Захария – будущий отец Иоанна Крестителя и родственник Анны. Так это событие изображено и на иконах. Священник Захария принял Марию на руки и предрек Духом Святым, что Она Сама станет одушевленным храмом Божиим, вместилищем Бога.

Торжественное празднование этого события как начала нашего спасения установлено с древних времен – еще святая равноапостольная царица Елена в начале IV века построила церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Митрополит Антоний Сурожский в своей проповеди так говорит про праздник Введения во храм:

«Есть праздники, сила которых заключается в воспоминаемом событии; важно, значительно в них, решающе для судеб человеческих то, что случилось; таков праздник Рождества Христова или праздник Воскресения; решающее значение имеет то, что действительно в тот день Бог стал человеком и родился на земле, что именно в тот день воскрес Господь, умерший крестной смертью ради нашего спасения.

И есть праздники, так же как и иконы, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии, даже если историческая их обстановка не ясна. Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чтобы исторически в древнем Иерусалиме действительно случилось то событие, которое описывается в богослужебной песне, — едва ли возможно; но оно сообщает нам что-то более значительное, более важное о Божией Матери, нежели физическое Ее вступление во Святая Святых, которое было запрещено и Первосвященнику. Это день, когда Пресвятая Дева, достигшая той ранней зрелости, которая делает ребенка способным лично переживать, лично воспринимать и отзываться на таинственное прикосновение благодати, когда, достигши этого возраста, Она вступила действительно во Святая Святых — не вещественное Святая Святых храма, а в ту глубину Богообщения, которую исторически Храм собой изображал.

И с каким трепетом мы должны читать в богослужебной книге слова, которые приписываются с такой нежностью, с такой глубиной Иоакиму и Анне: Чадо, иди! И будь Тому, Который все тебе дал, возношением и сладким благоуханием! Вступи в ту область, куда нет двери; научись тайнам и готовься стать местом вселения Самого Бога… Как дивно подумать, что мать, отец могут обратиться к ребенку с такими словами: Войди в ту глубину, вступи в ту тайну, куда не ведет никакая вещественная дверь, и приготовь себя быть возношением Богу, сладким благоуханием, местом вселения…

Так некоторые отцы Церкви и святитель Феофан толкуют значение этого вступления Божией Матери в храм, во Святая Святых. Не тронутая грехом, не оскверненная ничем, но уже способная чистым сердцем, не оскверненной плотью, не затуманенным умом отозваться на святыню, на славу, на дивность Божию, трехлетняя Отроковица посылается в эти глубины молитвенного, созерцательного общения.

И в другом месте того же богослужения мы читаем, как Ей тихо говорит Архангел Гавриил, чтобы Она открылась Богу и приготовилась стать местом вселения грядущего Спасителя.

Вот о чем говорит нам праздник: о том, как с первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Она вступает в те глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания, чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых. И разве удивительно после этого, что мы этот день празднуем как начало спасения: первая из всех тварей Пресвятая Дева вступает в эти непроходимые, неприступные глубины, вступает в то общение с Богом, которое будет расти и расти, незапятнанно, незатемненно, неоскверненно в течение всей Ее жизни, до момента, когда, как пишет один из западных писателей, Она сможет, в ответ на Божий призыв, произнести Божие имя всем умом, всем сердцем, всей волей, всей плотью Своей и, вместе с Духом Святым, родить воплощенное Божие Слово.

Да, в день этого праздника действительно совершается для нас явление этого дивного события, начало этого возрастания, но также дается нам и образ того, к чему мы призваны, куда нас зовет Господь: во Святое Святых. Да — мы осквернены; да — наши умы отуманены; да — наши сердца нечисты; да — наша жизнь порочна, недостойна Бога. Но всем доступно покаяние, которое может очистить нас и в уме, и в плоти, и в сердце, выправить нашу волю, всю жизнь нашу сделать правой, так чтобы и мы могли войти во Святая Святых.

И в этом празднике, в словах, которые я прочел в начале, произнесенных как бы Иоакимом и Анной, разве нет призыва к каждой матери и к каждому отцу, чтобы с ранних лет — с мгновения, когда ребенок может что-то уже если не умом понять, то чуять сердцем, воспринимать чуткостью, принять благодать — сказать и нашим детям: вступи благоговейно, трепетно в ту область, куда никакая дверь — ни церковная, ни умственная, ни иная не вводит, а только безмолвное, трепетное предстояние пред Богом, — то Святое Святых — с тем, чтобы вырасти в полную меру роста Христова, уподобиться Матери Божией и стать храмом, местом вселения и Святого Духа, и Господа в Таинствах, и стать детьми нашего Небесного Отца. Аминь!»


Читайте также:

Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы — Клин православный