Image

Программы духовно-нравственного воспитания: методика работы

Автор: протоиерей Борис Балашов

Фото: Ю. Павлюк

Учебно-методический комплект по изучению «Основ православной веры» разработан для объяснения и облегчения понимания учащимися православных образовательных учреждений основы христианского вероучения – Евангелия Христова. Изучение Евангелия предлагается вести поэтапно, с учетом возрастных возможностей познания. Данный комплект учебных пособий рассчитан на обучение в первых восьми классах православной гимназии.    

Первый этап – начальная школа (1–3 классы). Основная цель обучения в рабочей программе первых трех классов – изучение важнейших евангельских событий. За основу взяты великие православные праздники в их логической взаимосвязи.

Как из разрозненных деталей конструктора можно собрать одну законченную модель, так из важнейших евангельских и некоторых событий из истории Православной Церкви можно выстроить в сознании учащихся цельную картину дела Христова. Детям надо понять: кто такой Иисус Христос; для чего Он стал человеком и какие важнейшие действия совершил; к какому итогу привела земная жизнь Иисуса Христа и что это дает людям.

На первом этапе обучения – в 1-м классе – ставится цель: по иллюстрациям традиционных православных икон, преимущественно греческих, из отдельных событий создать основу – общую картину Евангелия Христова. Для этого используется учебное пособие «Иконы. Пособие по изучению Основ православной культуры и Закона Божия» (Клин: «Христианская жизнь», 2010 г.).

Живописные изображения, написанные по принципу обратной перспективы, легко понятны детям, ведь перспектива иконы сходится на молящемся перед ней, а не уводит зрителя вдаль, за линию горизонта, как в случае с живописной картиной.

Беседуя с детьми о каком-либо празднике, необходимо внимательно во всех деталях «разобрать» иконный образ. Поясняем при этом, что икона – это не фотография и не картина: она показывает не какой-то момент, а саму суть события. Поэтому на ней могут быть изображены разновременные действия, как на иконе Рождества Христова, или один человек может быть изображен неоднократно в разных ситуациях, как на иконе Рождества Богородицы.

Дети должны понять, во-первых, где и кто изображен на иконе. Во-вторых, надо устанавливать логическую связь между изучаемыми праздниками, выстраивая логическую цепочку между событиями Священной истории и получая в итоге цельную картину того, как совершается спасение человеческого рода и как людям обрести это спасение.

В 1-м классе нужно визуально запомнить изображение празднуемых событий. В итоге учащиеся должны уметь располагать в правильном порядке иллюстрации икон великих праздников. Для этого необходимо понять, хотя бы элементарно, Божественный план (по-славянски «домостроительство») спасения людей.

Последующие два года – во 2–3-х классах – эта тема углубляется при сохранении того же принципа. Используем «Пособие для детей и взрослых по изучению Христианской веры и Основ православной культуры. Великие праздники»  (Клин: «Христианская жизнь», 2009, 2010, 2011, 2016 гг.), при этом привлекаются материалы из Евангелия и Священного Предания. Важное значение имеют тропари, кондаки и другие богослужебные тексты, которые приводятся и объясняются по-русски. Если позволяет время, наиболее употребляемые тропари, кроме того, можно дать для объяснения и в церковно-славянском варианте. При изучении тем очень важно использовать иллюстрации из книги и указанного выше набора икон.  Очень полезно выучить даты церковных праздников по новому стилю.

После объяснения каждой темы учитель задает вопросы по пройденному учебному материалу. Некоторые варианты вопросов приведены в учебном пособии «Великие праздники».

Важная линия обучения в начальной школе – нравственная. Ставится задача дать детям христианское понимание десяти ветхозаветных заповедей применительно к современной жизни. Используется «Пособие для детей и взрослых по изучению Основ православной веры. Десять заповедей»  (Клин: «Христианская жизнь», 2010 и 2012 гг.). Эти заповеди еще не открывают нормы христианской нравственности, о которых речь пойдет при изучении евангельского текста в средних классах. Десять заповедей показывают тот моральный уровень, ниже которого христианской жизни нет и быть не может.

В процессе работы над этой книгой желательно выучить с учащимися все десять заповедей, рассмотрев каждую в отдельности. При этом перед детьми следует ставить вопрос: как каждая из этих заповедей может быть применена именно в их жизни? Необходимо внимательно проанализировать каждый рисунок и подписи под ними.

Особую осторожность важно соблюдать при изучении седьмой заповеди, чтобы избежать смешков и несерьезного отношения к рассматриваемым вопросам со стороны учащихся. Мы нашли вариант, хорошо воспринимаемый детьми, когда прелюбодеяние рассматривается вместе с другими случаями предательства дружбы и любви в одном логическом ряду. В этом случае учащиеся легко понимают на своем уровне смысл седьмой заповеди.

Предмет «Основы православной веры» в 5–8-х классах включает разделы, направленные на практическое приобщение к православному богослужению, приобретение личного опыта христианской жизни, а также более глубокое изучение Евангелия. Эта линия представлена в разделах программы «Евангельские притчи», «Таинственная жизнь Церкви», «Нагорная проповедь», «Страстная седмица и Пасха». Пособие «Таинственная жизнь Церкви» вместе с «Евангелием с кратким толкователем» предназначены для занятий с учащимися средних классов.

Рабочая программа по «Основам православной веры» в 5-м классе направлена на изучение значения евангельских притч и ориентирована на «Евангелие с кратким толкователем» (Клин: «Христианская жизнь», 2016 г.). Спаситель излагал Свое учение в форме иносказательных рассказов – притч. Такая форма раскрытия учения о взаимоотношениях человека с Богом и о тайнах Небесного Царства может быть вполне понятна учащимся, если они уже получили предварительное понятие об Иисусе Христе и сути Его Евангелия.

Для сравнения с притчами целесообразно привести иную форму иносказательного рассказа – басни. И в притчах, и в баснях надо увидеть заложенный в них смысл, применить его к реальной жизни, держась за форму повествования, чтобы не прийти к абсурду. Пример тому – басня «Лисица и виноград». Если последовательно анализировать форму басни, а не содержание, то придем к выводу, что эта басня лжива, т.к. лиса виноград не ест. Но ведь понятно, что не в этом смысл басни. Аналогичный метод анализа текста применяется и к притчам.

Рабочая программа по «Основам православной веры» в 6–7-х классах разработана на базе учебного пособия «Таинственная жизнь Церкви» (Клин: «Христианская жизнь», 2012 г.).  В течение полутора лет – год в 6-м классе и первая половина 7-го – изучаются основы таинственно-благодатной жизни Православной Церкви, ее таинства и важнейшие обряды. Цель этого учебного курса – дать понимание учащимся, что такое Церковь, как она устроена, как можно общаться с Богом, как получать от Него укрепление и поддержку на пути христианской жизни и как освящать себя и свою жизнь Божией благодатью.

Рабочая программа по «Основам православной веры» во втором полугодии 7-го класса базируется на использовании «Евангелия с кратким толкователем». «Нагорная проповедь» Господа Иисуса Христа занимает центральное место в проповеди Спасителя. Этот курс является логическим продолжением изучения Евангелия (см. курс для 5-го класса «Евангельские притчи») повзрослевшими школьниками, раскрывая им духовно-нравственное учение Иисуса Христа.

Программа 8-го класса по «Основам православной веры» – «Страстная седмица и Пасха» – занимает центральное место в представленном курсе. По своему объему эти темы составляют около 40% евангельского повествования, занимая центральное место в изучении Евангелия, ведь именно Крестной смертью и Воскресением Богочеловек Иисус Христос совершает спасение человеческого рода. Для изучения этих тем используются «Евангелие с кратким толкователем» и «Пособие по изучению Евангелия для взрослых групп воскресных школ и самообразования. Христос и мы» (Клин: «Христианская жизнь», 2007 г.). Особое место в этом курсе отводится изучению «Таблицы последовательности евангельских событий» по указанным темам для лучшего понимания смысла Евангелия Христова.

Общий итог обучения по рассмотренной программе таков: учащийся начинает понимать тайну богочеловеческой Личности Иисуса Христа, путь спасения от греха и вечной смерти, и то, как можно благодатно укрепляться на этом жизненном пути.

Доклад опубликован в сборнике «Молодежь: свобода и ответственность XVI Московские областные Рождественские образовательные чтения». Методические материалы по духовно-нравственному воспитанию (Издательский дом «Лига». Коломна, 2018), с. 137

→ Программы духовно-нравственного воспитания в урочной и внеурочной деятельности


Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
Программы духовно-нравственного воспитания: методика работы — Клин православный