Автор: протоиерей Борис Балашов
Фото: Ю. Павлюк
Учебно-методический комплект по изучению «Основ православной веры» разработан для объяснения и облегчения понимания учащимися православных образовательных учреждений основы христианского вероучения – Евангелия Христова. Изучение Евангелия предлагается вести поэтапно, с учетом возрастных возможностей познания. Данный комплект учебных пособий рассчитан на обучение в первых восьми классах православной гимназии.
Первый этап – начальная школа (1–3 классы). Основная цель обучения в рабочей программе первых трех классов – изучение важнейших евангельских событий. За основу взяты великие православные праздники в их логической взаимосвязи.
Как из разрозненных деталей конструктора можно собрать одну законченную модель, так из важнейших евангельских и некоторых событий из истории Православной Церкви можно выстроить в сознании учащихся цельную картину дела Христова. Детям надо понять: кто такой Иисус Христос; для чего Он стал человеком и какие важнейшие действия совершил; к какому итогу привела земная жизнь Иисуса Христа и что это дает людям.
На первом этапе обучения – в 1-м классе – ставится цель: по иллюстрациям традиционных православных икон, преимущественно греческих, из отдельных событий создать основу – общую картину Евангелия Христова. Для этого используется учебное пособие «Иконы. Пособие по изучению Основ православной культуры и Закона Божия» (Клин: «Христианская жизнь», 2010 г.).
Живописные изображения, написанные по принципу обратной перспективы, легко понятны детям, ведь перспектива иконы сходится на молящемся перед ней, а не уводит зрителя вдаль, за линию горизонта, как в случае с живописной картиной.
Беседуя с детьми о каком-либо празднике, необходимо внимательно во всех деталях «разобрать» иконный образ. Поясняем при этом, что икона – это не фотография и не картина: она показывает не какой-то момент, а саму суть события. Поэтому на ней могут быть изображены разновременные действия, как на иконе Рождества Христова, или один человек может быть изображен неоднократно в разных ситуациях, как на иконе Рождества Богородицы.
Дети должны понять, во-первых, где и кто изображен на иконе. Во-вторых, надо устанавливать логическую связь между изучаемыми праздниками, выстраивая логическую цепочку между событиями Священной истории и получая в итоге цельную картину того, как совершается спасение человеческого рода и как людям обрести это спасение.
В 1-м классе нужно визуально запомнить изображение празднуемых событий. В итоге учащиеся должны уметь располагать в правильном порядке иллюстрации икон великих праздников. Для этого необходимо понять, хотя бы элементарно, Божественный план (по-славянски «домостроительство») спасения людей.
Последующие два года – во 2–3-х классах – эта тема углубляется при сохранении того же принципа. Используем «Пособие для детей и взрослых по изучению Христианской веры и Основ православной культуры. Великие праздники» (Клин: «Христианская жизнь», 2009, 2010, 2011, 2016 гг.), при этом привлекаются материалы из Евангелия и Священного Предания. Важное значение имеют тропари, кондаки и другие богослужебные тексты, которые приводятся и объясняются по-русски. Если позволяет время, наиболее употребляемые тропари, кроме того, можно дать для объяснения и в церковно-славянском варианте. При изучении тем очень важно использовать иллюстрации из книги и указанного выше набора икон. Очень полезно выучить даты церковных праздников по новому стилю.
После объяснения каждой темы учитель задает вопросы по пройденному учебному материалу. Некоторые варианты вопросов приведены в учебном пособии «Великие праздники».
Важная линия обучения в начальной школе – нравственная. Ставится задача дать детям христианское понимание десяти ветхозаветных заповедей применительно к современной жизни. Используется «Пособие для детей и взрослых по изучению Основ православной веры. Десять заповедей» (Клин: «Христианская жизнь», 2010 и 2012 гг.). Эти заповеди еще не открывают нормы христианской нравственности, о которых речь пойдет при изучении евангельского текста в средних классах. Десять заповедей показывают тот моральный уровень, ниже которого христианской жизни нет и быть не может.
В процессе работы над этой книгой желательно выучить с учащимися все десять заповедей, рассмотрев каждую в отдельности. При этом перед детьми следует ставить вопрос: как каждая из этих заповедей может быть применена именно в их жизни? Необходимо внимательно проанализировать каждый рисунок и подписи под ними.
Особую осторожность важно соблюдать при изучении седьмой заповеди, чтобы избежать смешков и несерьезного отношения к рассматриваемым вопросам со стороны учащихся. Мы нашли вариант, хорошо воспринимаемый детьми, когда прелюбодеяние рассматривается вместе с другими случаями предательства дружбы и любви в одном логическом ряду. В этом случае учащиеся легко понимают на своем уровне смысл седьмой заповеди.
Предмет «Основы православной веры» в 5–8-х классах включает разделы, направленные на практическое приобщение к православному богослужению, приобретение личного опыта христианской жизни, а также более глубокое изучение Евангелия. Эта линия представлена в разделах программы «Евангельские притчи», «Таинственная жизнь Церкви», «Нагорная проповедь», «Страстная седмица и Пасха». Пособие «Таинственная жизнь Церкви» вместе с «Евангелием с кратким толкователем» предназначены для занятий с учащимися средних классов.
Рабочая программа по «Основам православной веры» в 5-м классе направлена на изучение значения евангельских притч и ориентирована на «Евангелие с кратким толкователем» (Клин: «Христианская жизнь», 2016 г.). Спаситель излагал Свое учение в форме иносказательных рассказов – притч. Такая форма раскрытия учения о взаимоотношениях человека с Богом и о тайнах Небесного Царства может быть вполне понятна учащимся, если они уже получили предварительное понятие об Иисусе Христе и сути Его Евангелия.
Для сравнения с притчами целесообразно привести иную форму иносказательного рассказа – басни. И в притчах, и в баснях надо увидеть заложенный в них смысл, применить его к реальной жизни, держась за форму повествования, чтобы не прийти к абсурду. Пример тому – басня «Лисица и виноград». Если последовательно анализировать форму басни, а не содержание, то придем к выводу, что эта басня лжива, т.к. лиса виноград не ест. Но ведь понятно, что не в этом смысл басни. Аналогичный метод анализа текста применяется и к притчам.
Рабочая программа по «Основам православной веры» в 6–7-х классах разработана на базе учебного пособия «Таинственная жизнь Церкви» (Клин: «Христианская жизнь», 2012 г.). В течение полутора лет – год в 6-м классе и первая половина 7-го – изучаются основы таинственно-благодатной жизни Православной Церкви, ее таинства и важнейшие обряды. Цель этого учебного курса – дать понимание учащимся, что такое Церковь, как она устроена, как можно общаться с Богом, как получать от Него укрепление и поддержку на пути христианской жизни и как освящать себя и свою жизнь Божией благодатью.
Рабочая программа по «Основам православной веры» во втором полугодии 7-го класса базируется на использовании «Евангелия с кратким толкователем». «Нагорная проповедь» Господа Иисуса Христа занимает центральное место в проповеди Спасителя. Этот курс является логическим продолжением изучения Евангелия (см. курс для 5-го класса «Евангельские притчи») повзрослевшими школьниками, раскрывая им духовно-нравственное учение Иисуса Христа.
Программа 8-го класса по «Основам православной веры» – «Страстная седмица и Пасха» – занимает центральное место в представленном курсе. По своему объему эти темы составляют около 40% евангельского повествования, занимая центральное место в изучении Евангелия, ведь именно Крестной смертью и Воскресением Богочеловек Иисус Христос совершает спасение человеческого рода. Для изучения этих тем используются «Евангелие с кратким толкователем» и «Пособие по изучению Евангелия для взрослых групп воскресных школ и самообразования. Христос и мы» (Клин: «Христианская жизнь», 2007 г.). Особое место в этом курсе отводится изучению «Таблицы последовательности евангельских событий» по указанным темам для лучшего понимания смысла Евангелия Христова.
Общий итог обучения по рассмотренной программе таков: учащийся начинает понимать тайну богочеловеческой Личности Иисуса Христа, путь спасения от греха и вечной смерти, и то, как можно благодатно укрепляться на этом жизненном пути.
Доклад опубликован в сборнике «Молодежь: свобода и ответственность XVI Московские областные Рождественские образовательные чтения». Методические материалы по духовно-нравственному воспитанию (Издательский дом «Лига». Коломна, 2018), с. 137
→ Программы духовно-нравственного воспитания в урочной и внеурочной деятельности