Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, 2 Кор. 4, 6-15
Дорогие братья и сестры, сегодня мы слышали отрывок из Второго послания к Коринфянам святого апостола Павла.
Насколько бы мы оскорбились, если бы нас назвали «глиняными горшками»? Вероятно, в контексте светского разговора так бы и было, но только не из уст апостола Павла, который дает нам этот очень точный образ для понимания служения человеческого.
У человека два мира: мир телесный, который мы можем осязать через плоть, тело и мир духовный – невидимый, но более богатый. Апостол Павел дает образ нашей жизни и деятельности, употребляя именно это словосочетание «глиняный горшок», но на церковно-славянском языке это звучит более возвышенно и благородно «скудельный сосуд».
Давайте попытаемся поставить логичный вопрос: для чего он нужен, этот сосуд? Очевидно, для того, чтобы его чем-то наполнять и использовать то, что внутри, ведь назначение любой посуды именно в этом. Поэтому, если сравнивать, что важнее, сосуд или его содержимое, которым можно утолить жажду или голод, мы ответим: «то, что внутри», – хотя материал и цельность конструкции тоже имеют значение. Легко можно представить себе глиняную посуду, которая дает течь, не выдерживает нужную температуру и оказывается вообще ни к чему не пригодной…
Обратимся к словам апостола Павла: сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам (2 Кор. 4, 7). То есть все то, чем силен человек очень похоже на содержимое скудельного сосуда. Конечно, мы можем иногда играть бицепсами и говорить о том, что «человек – это звучит гордо», но чаще всего любой приписываемый нам комплимент уравновешивается «больничной койкой» и какими-то событиями, даже мелкими, которые выбивают почву у нас из-под ног, не говоря уж о серьезных потрясениях, когда нас раскачивает, как лодку при шторме.
Основная сила человеческого бытия – это его духовная составляющая. То, как мы умеем, например, делиться сокровищами – добром и радостью, любовью, терпением и пониманием. То, как мы умеем выдерживать жизненные трудности и всякого рода напасти, как мы умеем дарить себя людям и Богу. Однако мы легко забываем, что это Бог дал нам силы, которые наполняют нас, подарил возможность действовать и все заслуги, плоды этой деятельности приписываем себе.
Чтобы человек сумел правильно выстроить свою жизнь, которая должна во всей полноте раскрыться в жизни с Богом в вечности, эта временная жизнь не должна быть бесцельной. Царство Божие, хоть и с нуждою, но берется и открывается здесь, в земной жизни, вопрос в акцентах. Очень точно говорит об этом апостол Павел: Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей (2 Кор. 4, 8-11).
Для того чтобы по настоящему суметь жить и не умирать, в этой жизни вместе со мной должен действовать Бог. Ибо как мы поняли, «сосуд скудельный» (наше тело) уязвим, и как только я сам отказываюсь от участия Бога в моей жизни, я становлюсь похож на пустой глиняный горшок, в котором нет ни той самой пищи, чтобы утолить голод, ни воды, чтобы утолить жажду – в нем, по сути, вообще нет смысла. Поэтому полезно не забывать, сколько у нас ресурсов и откуда они.
Да, сосуд наш хрупок, но вливаемая благодать Божия, Его сила, крепость, Его помощь делают человека поистине непоколебимым для того, чтобы научиться жить для вечности. Аминь.