Подготовила Юлия Павлюк
В Москве, в Центральном выставочном зале «Манеж», завершает свою работу XVIII церковно-общественная выставка-форум – «Православная Русь – к Дню народного единства», ставшая одним из главных событий культурной жизни столицы. На данный момент выставку посетили более 200 тыс. человек.
Предлагаем вашему вниманию краткий обзор экспозиции.
Тема экспозиции «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». Организаторы выставки – Патриарший совет по культуре, Правительство Москвы, Министерство культуры Российской Федерации, исторический парк «Россия – Моя история», Российское военно-историческое общество.
Впервые в едином собрании представлены произведения живописи и скульптуры из 42 музеев страны, расположенных в 34 городах России, посвященные важнейшей для нас теме Великой Отечественной войны, многие из них экспонируются в Москве впервые. По словам организаторов, выставка предваряет юбилейный год Победы, она ориентирована на широкую аудиторию (6+), цель проекта – рассказать обо всех этапах войны и ее осмыслении в творчестве художников в период с 1940-х по 2000-е годы. Планируется, что в 2020 году выставка будет представлена в российских регионах.
Особое место (перед входом на основную экспозицию) занимает старинная икона – образ святителя Николая Чудотворца, прибывший из Николо-Богоявленского собора Санкт-Петербурга. В годы войны перед ней совершались ежедневные молебны о победе русского воинства и снятии блокады. Часто эти богослужения совершал митрополит Алексий (Симанский) – будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, в те годы правящий архиерей в Ленинграде.
Рядом представлен проект мемориального комплекса, который возводится на месте кровопролитных боёв подо Ржевом 1942-1943 гг., в память обо всех солдатах Великой Отечественной войны.
Первые залы экспозиции повествуют о важнейших этапах Великой Отечественной войны, бесчинствах фашистов на оккупированных территориях, событиях на фронте и в тылу, героизме защитников Отечества, и, наконец, о Победе. Вторая часть экспозиции посвящена осмыслению военного подвига и трагических страниц нашей истории в искусстве послевоенных лет. В оформлении экспозиции используются документальные фотографии.
Экспозиция знакомит посетителей с творчеством известных отечественных художников и скульпторов: А. Пластова, Г. Нисского, А. Дейнеки, П. Корина, П. Кончаловского, Кукрыниксов, Ю. Пименова, В. Мухиной, Е. Вучетича, А. Самохвалова, Р. Фалька, А. Лактионова, В. Яковлева, И. Глазунова, В. Попкова, Г. Коржева и многих других.
В годы войны многие работы художников создавались по срочному заказу партии и правительства, они были призваны сплотить людей в противостоянии захватчикам, поднять боевой дух народа. Но это не помешало художникам вложить в них живое, искреннее чувство и подлинную силу.
Одно из лучших произведений Георгия Нисского этих лет – картина «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе». Она написана вскоре после великого сражения за Москву зимой 1942 года и была экспонирована на выставке «Великая Отечественная война» в 1943 году.
«В памятную тяжелую зиму 1941–1942 года, когда подмосковное небо озарялось вспышками выстрелов, а на запад шли, лязгая гусеницами, тяжелые танки, я подолгу стоял и смотрел на мглу над Ленинградским шоссе; его прямизна была просечена противотанковыми заграждениями, в промежутки которых уходили танки, несущие на стальной спине своей русских солдат в полушубках, в заиндевевших от мороза и дыхания шлемах. Я этюдов не писал, я только чувствовал и смотрел, а потом убегал в мастерскую рисовать и компоновать. А саму вещь написал, сам не замечая, как-то недолго, в два дня», – вспоминал художник.
Г. Нисский «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе», 1942
Имя генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова навсегда связано с тяжёлыми первыми месяцами Великой Отечественной войны на подступах к Москве. Память о нем увековечила дивизия бойцов-панфиловцев, совершивших подвиг в разъезде Дубосеково осенью 1941 года. Таким запечатлел Панфилова художник Василий Яковлев.
В. Яковлев. «Портрет генерала Панфилова», 1942
На картине Аркадия Пластова «Фашист пролетел» (1942) изображен красивый осенний день и не сразу можно заметить немецкий самолет вдалеке и убитого мальчика, который, кажется, просто уснул на мягкой траве.
Во время Тегеранской конференции 1943 года об открытии второго фронта, именно эта картина, размещенная в зале переговоров, по свидетельствам очевидцев поразила Ф. Рузвельта и У. Черчилля.
А. Пластов «Фашист пролетел», 1942
Победа в битве за Москву имела не только военно-стратегическое значение, она вызвала невероятный духовный подъем, в работах художников оборонительная тематика постепенно сменяется наступательной, а в сдержанный, холодный колорит, врываются свет и теплые краски.
На картине Якова Ромаса «Зимние залпы Балтики» тяжелое безмолвие осажденного Ленинграда и скованные холодом фигуры женщины с ребенком, идущих из последних сил навстречу ветру, уравновешены черной громадой стреляющего крейсера. Его мощный огненный залп как бы олицетворяет праведный гнев советских воинов и готовность сражаться за свою землю до последнего.
Я. Ромас «Зимние залпы Балтики», 1942
Одной из важнейших тем военного периода является «Оккупация». Художники, ставшие живыми свидетелями зверств фашистов на родной земле, создавали работы, передававшие ужас увиденного, исполненные сострадания к землякам. Но, кроме того, очень ярко в работах на эту тему явлены примеры мужества и бесстрашия простых советских людей – от мала до велика.
С. Герасимов «Мать партизана» (1943-1950)
В январе 1942 в газете «Правда» была размещена статья о героической смерти юной партизанки по имени Татьяна, которую казнили немецкие солдаты в маленькой деревушке Петрищево, – ей оказалась московская комсомолка Зоя Космодемьянская. Под впечатлением посмертной фотографии девушки, Кукрыниксы задумали создать картину в память о ее мужестве, и отправились в деревню, чтобы собрать материалы и побеседовать с очевидцами. Так появилось произведение Кукрыниксов «Таня». На картине они запечатлели мгновение перед казнью, где Зоя Космодемьянская говорит свои последние слова: «Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье – умереть за свой народ!»
Кукрыниксы «Таня» (1942)
В 1943 году, когда уже близился исход Сталинградской битвы, героико-оптимистическая нота в полотнах художников звучала все отчетливее. Юрий Пименов, автор знаменитой довоенной картины «Новая Москва», в годы войны создает картину «Фронтовая дорога», с похожей композицией. Идет война, вокруг руины, но девушка-водитель уверенно ведет машину вперед. Отсылая зрителей к образу Москвы довоенного времени в одной из своих самых жизнеутверждающих работ, автор дарит надежду на грядущую победу и возвращение к мирной жизни.
Ю. Пименов «Новая Москва» (1937)
Ю. Пименов «Фронтовая дорога» (1943)
Представленный в экспозиции триптих Павла Корина «Александр Невский» стал одним из символов грядущей Победы. Произведение, созданное в 1942–1943 годах по заказу Комитета по делам искусств, было призвано поднять дух народа. Известно, что репродукции «Александра Невского» украшали фронтовые землянки, их тиражировали фронтовые газеты, а огромная копия картины, сделанная группой бойцов, штурмовавших Великий Новгород, была установлена у въезда в город.
П. Корин «Александр Невский» (1943)
Очень мощно представлена в произведениях живописи и скульптуры, как военного – так и послевоенного периода – тема материнства, а также роли женщины на фронте и в тылу.
В. Лишев, «Мать» (1945-1946)
Г. Шегаль «В свободную минуту (Медсестра)» (1945)
Б. Неменский «Машенька» (1956)
А. Мыльников «Прощание» (1975)
Лирическую ноту вносят произведения, посвящённые ожиданию и приходу добрых вестей с фронта. Среди них особой теплотой и радостной атмосферой выделяется работа Павла Бенькова «Подруги (Письмо с фронта)».
П. Беньков «Подруги (Письмо с фронта)» (1945)
Вскоре после Великой Победы художник Александр Лактионов написал картину «Письмо с фронта», которая завоевала любовь миллионов людей. Она принесла художнику всесоюзную славу, ее репродукции размещались в учебниках и журналах, выпускались в виде календарей и плакатов.
А. Лактионов «Письмо с фронта» (1947)
Но есть и другая, жестокая правда о войне, которая в 60-е гг. находит отражение в творчестве художников. Подвигу летчика Михаила Девятаева, спасшегося из концлагеря с группой советских военнопленных и добывшего ценные сведения для нашей разведки, но, как и многие другие, выжившие в плену советские солдаты, обвиненного в измене Родине и полностью реабилитированного только в середине 50-х гг., посвятил свою работу Алексей Бурлай.
А. Бурлай «Земля родная (Подвиг лётчика М. Девятаева)» (1961)
Праздник 9 мая был провозглашен государственным только в 1965 году, к началу 70-х гг. уже выросло поколение художников, которые были «детьми войны». Они не являются непосредственными участниками событий, но тема войны – тот нерв, который связывает поколения. Своеобразный автопортрет создает в этот период Виктор Попков: изображая себя в шинели отца на фоне силуэтов скорбящих женщин, художник отдает дань памяти своему отцу и миллионам людей, чьи жизни унесла война.
В. Попков «Шинель отца» (1972)
Одновременно с молодыми художниками работают живописцы, прошедшие войну, вновь и вновь осмысляя и переплавляя картины прошлого в художественные образы. В картине Михаила Савицкого «Поле», где как подкошенные снопы, падают красноармейцы в ожесточенном сопротивлении врагу, автор отсылает нас к евангельскому образу зерна, которое если не упадет в землю, не сможет возродиться к жизни вечной: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 24-25).
М. Савицкий «Поле» (1973)
Но уже в 70-е годы в произведениях художников начинает звучать щемящая тема одиночества ветеранов и некоторой утраты подлинного переживания Победы и значения этого события. Очень выразительна одинокая фигура ветерана войны, как бы до сих пор стоящего в невидимом строю ушедших из жизни однополчан, на картине Валентина Сидорова «День Победы».
В. Сидоров «День Победы», (1975)
Но высоко над горестями этого мира, в упоении своих детских игр и грез, на картине Виктора Попкова «взлетает» в воздух девочка, прыгающая через скакалку, напоминая всем своим видом, что ее жизнь стала возможна благодаря этим ушедшим и уходящим жизням солдат и тыловиков.
В. Попков, «Праздник» (1972)
«Я не участвую в войне, война участвует во мне…», – эти слова поэт-фронтовик Юрий Левитанский сказал о себе и своих сверстниках, они цитируются на входе в один из залов экспозиции. Но это участие продолжается и должно продолжаться, и не только в работах людей искусства. Все посетители экспозиции и мы с вами, являемся наследниками этого великого дара – Победы. И наша задача – беречь эту память и быть ее достойными, знать и передавать потомкам правду о войне, и всеми силами созидать мир.
Фото: Юлия Павлюк
Работа выставки продлена до 9 декабря 2019 года
Центральный Манеж, Манежная площадь, 1
10:00 – 22:00
Вход свободный