Image

«Наша брань не против крови и плоти» (проповедь)

Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, Еф. 6, 10-17

Во имя Отца и сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, мы сегодня слышали из уст апостола Павла некий призыв к борьбе. Это само по себе удивительно, потому что его Учитель и Бог, наш Господь и Спаситель, призывает к высшей степени любви не только по отношению к тем людям, которые холодны к нам, но и к тем, кто являются по статусу врагами – любите врагов ваших (Мф. 5, 43). Давайте попытаемся разобраться.

Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 11). Мы часто удивляемся: откуда в нас этот аккумулятор вражды, который может привести к серьезным конфликтам? Источником вражды может быть гнев. Действительно, неуправляемый гнев приводит к тяжким последствиям, но, если Господь по своему замыслу творил человека цельным, то откуда он во мне, изначально светлом? Вероятно, в ходе своего удаления от Бога мы что-то перепутали. По замыслу Бога, гнев – не источник нашей вражды и будущих конфликтов, а нормальная реакция на то, чтобы отбросить все совершенно неполезное и ненужное.

Если рядом злая собака, мы не будем приближаться к ней и совать руку. Если мы чувствуем, что к нам «заползает» какой-то грех, то естественная реакция человека – с гневом оттолкнуть его: «Уйди, пошел прочь!» И эта реакция служит правильным барьером, чтобы человек не принял ту самую мысль, которая испортит его устремления, действия, и в конечном итоге породит грех, который отводит от Бога и Церкви. Вот для чего человеку нужен гнев – правильная реакция на ту заразу, которая может привести к духовной гибели.

Если мы вернемся к мысли апостола Павла, собственно, жизнь человеческая – это постоянная борьба внутри себя, необходимость выбора между тем, «что такое хорошо и что такое плохо?», как у Маяковского. Глупо полагать, что в наших действиях виновато тело. Оно сплошь послушно высокоточному калькулятору – мозгу, который посредством нервной системы передает соответствующие импульсы. Понятно и то, что не чувства «накручивают» наше сердце, чтобы оно могло породить тот самый гнев, а мысль, которая становится нашей. Поток выбора мыслей бесконечно широк, но все ли из них одинаково полезны? Именно в этом смысле апостол Павел говорит, что наша вражда не против того, что телесное, вещественное, временное, тактильно ощутимое, нет, – наша брань… против духов злобы поднебесных.

Если же мы насмотрелись средневековых картинок и представляем искушения от дьявола в виде каких-то чудищ, приведений или всего того, чем бывает наполнена детская Комната страха, это просто смешно. Господь дает только частично возможность действовать падшему ангелу – и то, до времени. Поскольку человек должен научиться делать выбор в сторону добра в абсолютной свободе, для этого у него должен быть и полюс со знаком «минус». И, тем не менее, главное оружие сатаны – не книжные «страшилки», а умение подсунуть мысль, которая может стать моей. Чаще всего это мысль оптимального сопротивления: «Почему именно сегодня? Не парься, сделаешь ты это завтра…» Или, наоборот: «Это – твоё, твоя цель! Не останавливайся ни перед чем!..» (не важно, по скольким «головам» ты для этого пройдешь). Все эти мысли мы можем принять, ибо в абсолютной свободе с выбором мы не всегда справляемся.

Что же делать? Всегда есть лекарство, ибо там, где есть свет, уже не может быть тьмы. Обратимся к словам апостола Павла: Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Лк. 13-17).

То есть все то, что нам предлагает Церковь, которая есть единый организм, соединенный Христом, что несет человеку встречу с Богом, является противоядием или самым мощным фильтром, чтобы мы могли сделать правильный выбор. Следовательно, соединившись в этом желании с Церковью, в попытке уловить волю Божию, мы действительно приобретаем не только способность отсеивать ненужные мысли и, как следствие, правильно действовать, но и самое главное – возможность обрести спасение и жизнь вечную. Аминь.


Последние новости

Слово священномученика Фаддея (Успенского) в день Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого 

«Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко благ обрезует», – вот смысл нынешнего церковного праздника. Обрезание было…

Янв 14, 2025

Анонс епархиальной конференции посвященной противодействию неоязыческой угрозе на Дмитровской земле.

Янв 13, 2025

Мое первое Рождество 

Воспоминаниями делятся протоиерей Борис Балашов и наши постоянные авторы

Янв 11, 2025

Христос раждается, славите!

Как добрый пастырь, оставив в горах девяносто девять овец, идет искать лишь одну овцу заблудшую, так Господу недостаточны…

Янв 7, 2025
«Наша брань не против крови и плоти» (проповедь) — Клин православный