Проповедь священника Михаила Хайрутдинова в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, Лк.18, 35-43
Дорогие братья и сестры, в сегодняшний воскресный день мы продолжаем праздновать Богоявление Господне. Но мы уже понемногу приближаемся к Великому посту, и за богослужением слышали отрывок из Евангелия от Луки о слепом Вартимее, которого исцелил Господь.
Вартимей просил милостыню у Иерихонских ворот и когда понял, что приближается Христос, начал громко кричать: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня (Лк. 18, 38), – хотя народ ему воспрещал.
Назвать Христа Сын Давидов – значило признать Его Мессией, так говорилось в древних пророчествах, и это было понятно абсолютно всем. Оказалось, что этот убогий слепец был зряч как никто другой: своим внутренним зрением он сразу угадал в Христе Спасителя. Люди по-разному воспринимали Христа: многие, даже ученики, считали Его Великим Учителем или чудотворцем, но признать Его Мессией для них было невероятно сложно. Только в конце земного служения Христа апостол Петр Его назвал Тем, Кем Он является на самом деле.
Вартимей продолжал кричать, и, видя его веру, Господь подошел к нему. Христа всегда окружало множество людей, среди них было много больных и немощных, но Он помогал не всем, ведь Господь исцеляет, видя сердце человека и те последствия, к которым это приведет.
Действительно, Вартимей попросил не просто вернуть ему зрение, а прозреть (Лк. 18, 41). Что значит прозреть, мы понимаем из дальнейшего развития событий. Вартимей мог бы спокойно жить в своем городе, поскольку теперь стал зрячим человеком, но он решает следовать за Христом. Без колебаний, лишних воздыханий и восторгов он идет за Ним, прекрасно понимая, насколько это трудный путь.
Это прекрасный пример того, как мы должны следовать за Христом, ведь все мы слепые. Если вдумчиво прочитать жития святых и труды преподобных, мы поймем, какое зрение должно быть у нас. Оно должно открыться таким образом, чтобы мы могли уподобиться Христу, но мы настолько прилепились к земному, что заняты решением исключительно насущных проблем: борьбой с болезнями, за свои семьи, жилье, имущество. Мы живем церковной жизнью, исповедуемся, причащаемся, но никакой внутренней перемены не происходит. Хотя мы видим глазами своими, наше духовное зрение пока закрыто. Поэтому нужно стараться раскрыть свои духовные очи, стремясь подражать святым и Самому Христу. Аминь.