Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 1-ю Великого поста, Евр. 11, 24-26; 32-40, 12, 1-2
Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, (Евр. 12, 1-2) – так, дорогие братья и сестры, по прошествии первой Недели Великого поста, Церковь напоминает нам главную причину, по которой мы все здесь сегодня собрались.
Еще более точно выражает мысль апостола Павла греческий текст: «Легко обступающий грех, который отягощает нас, через стойкость давайте будем бежать на предстоящее нам состязание». Это дословный перевод, и нам нужно разобраться всего лишь в двух терминах, чтобы ответить на вопрос: «Зачем мы здесь?» Первый из них – «грех» – термин вполне научный, ведь даже в физике и математике есть понятие «погрешность», и второй – «состязание», на которое нам почему-то нужно бежать.
С первым термином, вроде бы, все просто, он является распространенным, но лучший перевод нам, по традиции, дает язык оригинала. Слово «грех» происходит от греческого «ἁμαρτία», что означает промах или непопадание в цель. Поэтому, используя выражение блаженного Феофилакта Болгарского, «Грех есть уклонение от цели, назначенной человеку по природе».
Конечно, у нас порой возникает мысль, что «это искушение», «само получилось», «я здесь не причем, у меня природа, склонная ко греху», но это самообман, которого нужно избегать. Ибо по замыслу Божию, человек есть не только образ, но и потенциальное подобие Божие, до которого он дорастает. Поэтому, когда мы обожение видим смыслом своей жизни, то непопадание в эту цель является промахом. А все, что может стать препятствием на этом пути, вызвать сомнения – не учли в своем стремлении ввысь поправку на «ветер перемен» или марево, означает грех. Для корректировки движения требуется огромное духовное напряжение, причем не в одиночку, и Церковь спешит нам на помощь, напоминая: «Таинства и соединение с Богом – вот возможность корректировки твоего «полета»».
Второй непонятный момент – о состязании, на которое мы должны спешить. Времени мало, ни один человек на свете не даст нам ответ на вопрос, сколько нам жить и как мы будем умирать. Т.е. речь здесь, дорогие братья и сестры, идет о состязании с самим собой, где «я – хороший» должен победить себя же плохого. Ибо, если когда-то человек перенес мишень с обожения на себя, то его задача – снова вернуть ее на свое место, чтобы иметь возможность приблизиться к Богу. Аминь.