Image

«По вере вашей да будет вам…» (проповедь)

Автор: протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященского храма г. Клина

В Неделю 7-ю по Пятидесятнице, Мф. 9, 27-35

Исцеление двух слепых. Источник: ruicon.ru

В сегодняшнем отрывке из Евангелия рассказывается об исцелении двух слепых и немого бесноватого. Мы видим, что люди приходят ко Христу с самыми разными проблемами и бедами, и Господь им помогает. Но почему они становятся способными принять этот Божий дар? Постараемся вникнуть в евангельские слова, это очень важно, ведь проблемы есть у каждого из нас, да и в обществе проблем достаточно – вся наша жизнь буквально изуродована ими, даже дни Великого поста и Пасхи в нынешнем году для многих из нас были «потеряны».

Когда Иисус шел …, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! (Мф. 9, 27) Дороги, по которым ходил Христос, как мы понимаем, асфальтом покрыты не были, они были каменными, далеко не всегда ровными. Но тем не менее, слепые, не видя ничего перед собой, шли за Христом. Очевидно, им было нелегко, но они все равно шли и кричали: Помилуй нас! Ясно и то, что они не милостыню просили, ведь у Христа не было ни денег, ни других материальных ценностей. Помилуй, т. е. «прояви милость» – с такими словами мы обычно обращаемся только к Богу. Они знали, что Он – Иисус из Назарета, но называли Его Сын Давидов, а значит, имели веру в Него как в Мессию, который должен был прийти из рода Давидова.

Мы привыкли к словосочетанию «Иисус Христос», но это совсем не имя и фамилия. В древнем израильском обществе служение первосвященника или царя начиналось с внешних обрядовых действий. На голову возливали елей – освященное оливковое масло, что свидетельствовало о явлении Божией благодати, особой милости (слово «елей» также имеет значение «милость»).  Евреи верили в то, что к ним придет такой Божественный посланник, который соединит в себе великие дары царя, первосвященника и пророка, и поэтому они называли его «помазанник» или «Мессия» (от евр. Машиах), что в переводе на греческий звучит как «Христос».

Они ждали такого Христа, который будет иметь полноту Божиих даров, хотя ко времени пришествия Спасителя эти мечты у многих имели весьма приземленный характер. По сути, евреи ожидали сильного лидера, который станет военачальником, ярким политическим деятелем, поднимет восстание против римлян и создаст всемирную империю, где уже они станут элитой, а другие народы будут у них в подчинении. Но к счастью, часть евреев все же не утратила истинную веру во Христа как Победителя греха и смерти.

Сказать Сын Давидов  или «Христос» – значило открыто признать Иисуса тем Божественным Посланником, Которого все ожидали, и о Котором говорило Священное Писание Ветхого Завета. Эти слепые верили в то, что Иисус из Назарета – тот Самый Христос, единственный, обещанный Богом для спасения людей, а не просто врач или учитель, добрый милосердный человек. Их вера не была сугубо теоретической, ведь они шли за Господом, звали Его и верили, что Он может совершить невозможное, и помочь им, как помогает и другим людям, у которых есть живая вера.

А Господь шел и как будто не замечал их вовсе, что имеет свое объяснение. Во-первых, это было необходимо для того, чтобы вера в них окрепла, молитва усилилась. А во-вторых, Христос не стремился исцелять  публично, чтобы не возбуждать в людях нездоровые чувства. Он хотел, чтобы люди старались понять смысл Его служения, а не искали чудес.

Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. Зная, что им нужно, Господь задает важнейший вопрос: Веруете ли, что Я могу это сделать? Ни один человек не может исцелить неизлечимо больного, это возможно только Богу. Ведь все мы просим, чтобы Бог нам помог, но действительно ли мы верим в то, что Он может это сделать? А они говорят Ему: ей, Господи! (см. Мф. 9, 28). Это вера не только в то, что Он может, но и в то, что Он захочет это сделать, т. е. в то, что Он – любящий и милосердный.

Тогда Иисус Христос касается их глаз и говорит слова, которые нам нужно обязательно запомнить: по вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29). Это напрямую касается не только описанных в Евангелии слепых, но и всех нас – наших проблем, бед, несчастий. Почему-то христиане часто уподобляются неверующим и считают трагедией только смерть. Но это далеко не так, ведь мы умираем лишь телесно, а духовная смерть – разве мелочь? Принимая участие в забеге, мы понимаем, что финишная черта – это итог дистанции, но не конец жизни. А духовная смерть, т. е. потеря живой связи с Богом, может стать именно концом жизни человека. Не существования, а именно жизни как живого светлого бытия, способности испытывать радость, быть счастливым.

По вере вашей да будет вам – эти слова касаются каждого в отдельности и всех нас вместе взятых, в том числе в связи с нынешней пандемией. Казалось бы, что может кучка верующих? Отвечу словами из Нагорной проповеди Христа: вы – соль земли (Мф. 5, 13). И это должно быть реальностью, потому что от нашей веры, от нашей жизни очень многое зависит! Когда хозяйка варит суп, она кладет на огромную кастрюлю лишь щепотку соли, а вкус от этого меняется кардинально.

И открылись глаза их, и слепые прозрели. Их вера сделала возможным это чудо. Но настоящая вера требует от нас еще и того, чтобы мы исполняли слова Христовы, делали так, чтобы они не остались для нас просто красивыми цитатами из Евангелия, а стали сутью нашей жизни. Смотрите, чтобы никто не узнал, – строго сказал им Иисус, иначе они могли бы помешать Его служению. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той (см. Мф. 9, 30-31). Получив зрение, они стали болтать об этом, т. е. мешали Христу проповедовать. Бывшие слепцы получили просимое – прозрели, но спасения как живой связи с Богом не обрели, потому что для этого надо оставаться верным Его Слову и Его любви.

Когда исцеленные уходили, ко Христу привели человека, который, конечно, никакой веры иметь не мог, потому что он был бесноватым. Но те люди, которые его привели или даже силком притащили, имели крепкую веру во Христа! Господь по их вере освободил бесноватого от действия злых сил, и он стал полноценным здоровым человеком.

Фарисеи удивлялись, говоря, что Господь изгоняет бесов силою князя бесовского. А Иисус ходил по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф. 9, 35). Как же важно и для нас с вами воспринять эту проповедь! Но какова же должна быть наша вера, чтобы Господь и нам помог?

Отвечу словами из Евангелия, с которыми обращался к людям Господь, когда начинал свою проповедь: Покайтесь (т. е. измените свою жизнь, измените свой внутренний настрой, хотя бы приложите к этому усилия) и веруйте во Евангелие! (Мк. 1, 15) Именно наш труд над своей душой и вера в Христово Слово совершают чудеса, а Христово Слово для нас сейчас открыто и доступно, и оно действует, если у человека есть живая связь с Богом!

Приведу еще несколько высказываний о вере из Евангелия. Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11, 1), – говорит апостол Павел. Уверенность в том, что есть мир невидимый, Бог и многообразные проявления Божией силы в нашем мире, присуща большинству людей. Но на первое место ап. Павел ставит именно осуществление ожидаемого – т. е. осуществление Божьего Царства, Царства вечной жизни и радости. Вот это Царство любви Христовой мы и должны созидать в нашей земной жизни уже сейчас. Жить по Его Законам, жить духом этого Христова Евангелия! Вот когда это будет и будет уверенность в невидимом, тогда это станет для нас настоящей спасительной, а не теоретической христианской верой. А когда я верю, но ничего не делаю – это язычество, вера бесов.

И еще одна мысль апостола Павла о вере: вера действует любовью (Гал, 5, 6). Вера становится действенной, когда она согрета любовью к Богу и близким. Любовь оживотворяет веру, это та сила, которая делает ее чудотворной.

И последнее – мысль апостола Иакова, который об этом же говорит: вера без дел мертва! (Иак. 2, 20). Хотим мы что-то изменить в душе своей, в семье, с ближними и даже в обществе, – наша вера должна быть живой! Вера в Евангелие не должна быть теорией, она должна стать той истиной, которой нам и надо жить. Потому что этой верой достигается победа и на земле, как мы видели из примеров Евангельских, и в собственной душе, и в мире вообще. Аминь.


Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
«По вере вашей да будет вам…» (проповедь) — Клин православный