Image

Исцеление сына Наинской вдовы (проповедь)

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 20-ю по Пятидесятнице
Лк. 7, 11-16

Воскрешение сына Наинской вдовы.
А.М. Корин. Фреска храма Св. Александра Невского в Софии

Сегодня мы читали небольшой отрывок из Евангелия от Луки о воскрешении сына Наинской вдовы. Христос подходит к небольшому палестинскому городу Наин и навстречу Ему выходит похоронная процессия. Хоронили юношу, совсем молодого человека, сына вдовы. Мы понимаем, что эта женщина уже потеряла когда-то свою любовь – человека, которому доверила свою жизнь и на кого могла положиться, – он умер, а теперь умер и плод их любви: ее единственный сын. Трагедия от потери близких усугублялась тем, что положение вдов, особенно бездетных, в то время было очень тяжелым: ни на какую социальную помощь они рассчитывать не могли. Одинокая вдова оставалась абсолютно незащищенной, а поскольку хозяйство было полунатуральным, вся тяжесть забот о ежедневном пропитании ложилась на ее плечи.

Христос совершает чудо. Мы твердо знаем, что Господь совершает чудеса там, где есть вера. Не потому, что Он бессилен помочь в любой ситуации, а потому, что для этого необходимо участие человека. Как говорят святые отцы о спасении человека: «Если Господь сотворил нас без нас, то Он не спасет нас без нас». Иначе это будет насилие над волей человека и вместо добра принесет вред его душе.

Господь увидел веру в этой женщине – живую и крепкую, достаточную для того, чтобы совершить чудо. Но все-таки, зачем Он это чудо совершает? И две тысячи лет назад, и сейчас происходят трагедии, люди теряли и теряют близких во все времена.

Дело в том, что Ветхий Завет, давая заповеди и наставления, необходимые человеку, говорит только о земной жизни. Когда люди, согрешив, исказили свою человеческую природу – духовную и телесную, они оказались неспособными жить в райском мире, но Господь не говорит им о том, что ад будет навеки их достоянием. Бессмысленно будет здесь, на земле, стараться исполнять волю Божью, удерживаться от греха, если все кончается пустотой и страданием. Но спасение людей еще не совершено, Царство Божие еще не открыто, и наследовать его человек еще не может. Поэтому Господь не обещает ничего, просто говорит «исполняй Мою волю», надеясь, что человек просто поверит Ему, выбирая этот путь.

Воскрешая сына Наинской вдовы, Сын Божий показывает и ветхозаветным людям, и нам, что человек – не просто тело, у него есть бессмертная душа. Читая далее по тексту эпизод о чуде воскрешения дочери Иаира, мы увидим, что она не так давно умерла. А здесь совершенно очевидно, что мальчика уже несут хоронить, т. е. с момента его смерти прошло достаточно времени! В условиях жаркого климата его мозг уже должен был разложиться, а Христос останавливает похоронную процессию и обращается к усопшему со словами: юноша! тебе говорю, встань! (Лк. 7, 14). К кому же Он обращается? Тело мертво, душа давно его покинула, она пребывает в аду, так к кому этот призыв обращен? Именно душа услышала повеление Христа, и тело человека оживает: юноша садится на носилках. Для Господа не является проблемой вернуть к жизни уже разрушенную тлением материю, наиболее ярко мы увидим это на примере воскрешения четверодневного Лазаря.

Материалисты по-своему правы, когда говорят, что это невозможно. Да, это невозможно, но при условии, что Бога нет. Бог не заключен в этом мире, пространстве и времени, потому что Он их создал. Только Творец мира материального и духовного знает, как можно воссоздать, вернуть к жизни что-либо из сотворенного Им Самим! Для Бога в этом проблемы нет, это было бы нелогично.

Христос три с половиной года ходил по земле Палестины, что же Он всем не помог, и сейчас почему-то не всем помогает? Задача Христа – не отсрочить смерть на год, пять или десять лет, а ее преодолеть! Он воскресил сына Наинской вдовы, но юноша вернулся в эту земную жизнь, над которой властвует смерть, и через какое-то время он снова умрет. Сейчас Сын Божий принес радость вдове, но более глобальная проблема еще не решена.

Священникам часто приходится нести утешение людям, с ужасом думающим о грядущей смерти своих близких. Конечно, жизнь – Божий дар, драгоценнейший, и ее нужно беречь. Но не всегда самое главное – отсрочить дату ухода человека. Гораздо важнее полностью преодолеть смерть, что и совершает Иисус Христос Своей жизнью, Евангелием, Крестом и Воскресением!

Христос ясно показывает, что наши умершие у Бога живы, и мы своими молитвами, христианской жизнью и делами милосердия можем, во-первых, им сейчас принести облегчение, а во-вторых, помочь им войти в радость вечной жизни после Второго Пришествия Христа. Потому мы и поминаем всех поименно на литургии, это опыт Церкви, который говорит, что для умерших это крайне важно.

Часто усопшие являются близким во сне с просьбами о помощи. Им не дано сказать прямо о своих нуждах, но намеками, с помощью образов, они дают это понять. Мы молимся обо всех православных христианах, и о тех, кто умер тысячу и две тысячи лет назад, чтобы по Втором Пришествии мы все соединились в этой радости воскресения и вошли в мир будущей жизни.  

Но есть еще одна важная сторона этой проблемы. Люди умирают не только телесно, но и духовно, теряя и благодать Божью в сердце, и даже разум; начинают порой жить совершенно дико. Я даже не говорю про пьянство и наркоманию, но стоит обернуться кругом или посмотреть телевизор (чего я искренне никому не желаю делать регулярно), как мы увидим, что происходит. Даже одни телевидение и интернет способны сделать из людей уродов – духовных, моральных. Многие из нас страдают оттого, как живут наши близкие – совсем не светло, не по-доброму; как они ломают свои жизни и семьи, духовно гибнут.

Можно ли что-то сделать? Если в нас есть живая вера, если мы способны на подвиг любви ради ближних, мы многое можем! В первую очередь, чтобы они проснулись, чтобы окончательно не погибли, надо начать с себя, своей души, крепко за Бога схватиться, перестроить с Божией помощью свою духовную жизнь. Многое исправить в своей жизни, во многом покаяться, многое изменить, укрепляться благодатию Божьей в вере,  церковных таинствах и в исполнении воли Божьей. Тогда наша молитва будет очень весомой и значимой, ведь те дела, которые мы будем творить перед Господом во имя спасения наших ближних, и молитва помогут.

Пусть даже и в последние их дни, но они смогут проснуться и прийти к Богу как друзья, а не как посторонние люди, некогда отрекшиеся от Него. Опыт церковной жизни показывает, что те, за кого молятся, начинают в какой-то момент духовно просыпаться и меняться. Я знаю случай, когда человек в молодом возрасте начал тянуться к вере, когда в его жизни ничто к этому не располагало, и молиться за него было некому, но оказывается, у него была любящая верующая бабушка, которая уже умерла. Значит, она там за него так молилась, что и он стал полноценным христианином, и вся его семья.

Очень важно, чтобы мы молились за своих ближних, помогали им духовно оживать. Порой кажется, что это невозможно для нас, но это возможно для Христа, подобно тому, как Он воскресил сына вдовы Наинской! Аминь.


Последние новости

Православное образование: pro et contra (Телепередача «Дорога к храму»)

В этом выпуске программы расскажем о православной гимназии «София» и о школе святителя Димитрия Ростовского.

Сен 7, 2024

Воскресная школа онлайн. Изучение Священного Писания. Нагорная проповедь. По плодам узнаете их («Изучение Священного Писания», лекция 51)

Заканчиваем цикл лекций, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа разбором стихов 21-29 7-ой главы Евангелия от Матфея.

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево (фоторепортаж)

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево в фотографиях Галины Акуловой

Сен 6, 2024

Престольный праздник в Вознесенском храме села Борщево г.о. Клин (+фото)

4 сентября 2024 года в Вознесенском храме села Борщево отметили престольный праздник одного из приделов храма, посвященного Грузинской…

Сен 5, 2024
Исцеление сына Наинской вдовы (проповедь) — Клин православный