Автор: Ирина Ермакович
Вечером 5 ноября 2020 года, накануне праздника в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в Скорбященском храме г. Клина было отслужено Всенощное бдение.
6 ноября состоялась Божественная литургия, которую возглавил благочинный Клинского округа протоиерей Евгений Мальков. Ему сослужили настоятели храмов Клинского благочиния: протоиерей Игорь Ковалёв, священники Иоанн Орехов и Михаил Хайрутдинов.
С торжественным словом к верующим обратился благочинный Клинского округа протоиерей Евгений Мальков.
«С праздником, всечестные отцы, братия и сестры! Сегодня мы отмечаем юбилей этого удивительного храма, 160-летие со дня завершения его строительства. В Скорбященском храме всегда, неотступно возносилась молитва к Богу, он не закрывался ни во время войн, ни в смутное безбожное время. Только чудо, Божий промысел спасли его от закрытия в годы гонений на церковь – храм отстояли прихожане.
За 160 лет много священнослужителей прошло через храм, много человеческих судеб, историй, событий с ним связано. Об этом написаны книги, сняты телепередачи, но мне сейчас хочется вспомнить наиболее яркие из них.
В середине XIX века на месте Скорбященскго храма было кладбище, оно занимало довольно обширную территорию, почти до вокзала, здесь много хоронили клинчан и жителей окрестных деревень. Совершать требы, проводить отпевания в Троицком соборе и Успенском храме было неудобно из-за их удаленности, и всем было ясно, что на территории кладбища нужна церковь. Чтобы люди могли не торопясь, молитвенно совершать необходимое поминовение, решено было построить храм в центре кладбища.
Но то, что желаем мы – одно, и совсем другое дело – чего хочет Бог. Административные препоны существовали всегда: уже был и проект, и люди, готовые его реализовать, но постоянно что-то мешало, и процесс согласования растянулся на несколько лет.
Приближался 1861 год – время, когда произошли коренные преобразования в нашей стране. Возможно, Бог и вел к тому, чтобы именно год освобождения от рабства стал годом освящения Скорбященского храма, стал залогом освобождения душ христианских!
Конечно, мы знаем, что во Христе все свободны, но рабство, существовавшее в России, буквально уничтожало христианство изнутри. Святитель Филарет Московский писал о необходимости отмены крепостного права: «Если это случится в нынешнем веке, будем благодарить Бога за это избавление!»
Это время настало: уничтожалась неправда, уничтожалось зло! Текст манифеста об освобождении крестьян был написан святителем Филаретом, и каждое его слово владыка пропустил через свою душу. В своих воспоминаниях он напишет, насколько было для него важно, чтобы это слово вошло в каждое сердце, в каждую душу живую.
К тому моменту клинчане уже смогли получить разрешение, храм был воздвигнут и освящен, было всеобщее ликование! Тогда возле Скорбященской церкви не было ни приходских зданий, ни церковной лавки, все это появилось позже. Поскольку храм небольшой, богослужения в нем были не каждый день, их совершали священники из Троицкого собора.
Закончилось это тихое время, наступил XX век, когда смута вошла в души людей. Как мы с вами сейчас недовольны очень многим, так и тогда в сердцах царило это возмущение. Зло попало на благодатную почву: людям, воспитанным в христианской вере, в благочестии, показалось, что если уничтожить веру отцов – основу, на которой строилось государство, общество, все взаимоотношения, то можно будет воздвигнуть что-то новое, лучшее.
К чему это привело, мы знаем. Разделение произошло и здесь, на нашей Клинской земле, когда Троицкий собор был отдан раскольникам и позже закрыт, снесены купола, уничтожены библиотека и Воскресная школа. В здании Собора была открыта столовая, где вплоть до начала Великой Отечественной войны нуждающиеся могли получить пропитание, – теперь уже не духовную пищу.
Только один храм остался в Клину – небольшой, кладбищенский. Сюда были перенесены многие иконы из закрытых храмов, здесь молились каждый день, боясь, что и его могут закрыть. Горожане сохраняли святыню, как только могли. Какое было горение душ! Если мы посмотрим на старые фотографии, то увидим, что на Пасху и большие праздники люди стояли вокруг храма даже вдоль Литейной улицы.
В 50-е-60-е гг. – самое трудное для храма время, когда власти пытались уничтожить уже саму православную традицию, связь между поколениями – вышел указ Мособлисполкома о закрытии Скорбященского храма. Советский закон всегда стоял на страже, когда ему это было выгодно, и скорее всего, храм был бы полностью уничтожен. Священники и прихожане молились. Тогда староста храма, раба Божия Мария, начала сбор денег на строительство памятников К. Марксу и В. Ленину неподалеку от храма. Возможно, она поступила неблагоговейно, но именно создание в этом месте парковой зоны спасло храм от разрушения. Храм оставили как памятник, который очень логично вписался в новый ландшафт. Властям не нужен был социальный конфликт, тем более что сами прихожане участвовали в возведении монументов вождям революции.
Таких нападок было очень много. Из этого следует, что никогда не надо унывать и сдаваться! Даже в наше время, когда происходящее выбивает из колеи, многие думают лишь о том, как сохранить себя. Это важно, но жить только этим нельзя. Совсем недавно мы беседовали с настоятелем Скорбященского храма о. Борисом, о том, что сейчас особенно нужно беречь себя, реже бывать в храме и Воскресной школе, на что он ответил: «Если я не буду заниматься тем, к чему призвал меня Бог – не буду служить, проповедовать, то мне здесь делать нечего».
Потому что, когда на весах стоит жизнь вечная и жизнь человеческая, выбирая жизнь вечную, с Богом, мы выигрываем. А если наоборот – значит, мы еще не созрели!
Сейчас у нас есть возможность ходить в храм, совершать богослужения, исповедоваться, причащаться, но сможем ли мы остаться христианами, если этого не будет? В быту, с нашими близкими, с самими собой? Сможем ли мы молиться утром и вечером, читать Евангелие? Сможем ли сохранить живую веру, если не будем получать наставления, и живого общения между нами не будет? Это вопрос, который ставит перед собой не только мирянин, но и священник. Сейчас мы проходим время испытаний, когда вера наша должна укрепляться, а если ее не хватает, надо просить об этом Бога! Аминь».
Фото: Ирина Ермакович