Автор: протоиерей Борис Балашов
В ожидании Рождества
Бог сотворил мир прекрасным. Вершиной всего сотворенного был человек – образ Божий. Райское состояние для человека естественно. Когда его нет – человеку плохо, он тоскует о потерянном рае. В грехопадении не Бог отвернулся от человека, а сам человек по своей собственной воле избрал жизнь без Бога, предал любящего Бога и Отца. Бог же всегда любил и любит Свое высшее творение. Отношения взаимного доверия и любви разрушены со стороны человека, следовательно, со стороны человека и должны быть восставлены. Он же исказился, стал рабом греха и не в состоянии восстановить эти отношения. Ведь и у нас часто не хватает сил воссоздать прекрасные человеческие отношения, которые мы сами же и разрушаем. Тем более что, обидев ближнего, мы начинаем себя оправдывать, а об обиженном нами думать все хуже и хуже, как бы задним числом мотивируя свой неблаговидный поступок. Человек, искаженный грехом, смотрел на Бога уже грешными глазами и не мог или побоялся употребить силы для восстановления своей поруганной предательством любви.
Бог наделил человека, в отличие от животных, даром свободы воли. Это был, так сказать, риск со стороны Бога, но без свободы невозможна любовь. Бог есть Любовь, и человек как образ, портрет Божий, замыслен стать таким же, как Бог, чтобы и о нем можно было твердо сказать, что он есть любовь. Любить нельзя заставить, в любви может быть только добровольный выбор. Идя на этот риск, даруя свободу человеку, Бог дал ему реальную возможность самостоятельного выбора жизненного пути. Человек, как блудный сын из евангельской притчи, считает правильным идти по жизни без Бога, сам себя делает богом с маленькой буквы, осуществляя придуманный крайними безбожниками тезис: «Все во благо человека, все во имя его». При этом забывается, что самым драгоценным в человеке является его бессмертная душа. А когда о душе и Вечной Жизни не вспоминаешь, то главным становится забота о телесном, и человек превращается в существо, только потребляющее земные блага.
На этом пути в поисках истины и настоящего счастья тысячелетиями метался человек. Все было опробовано: магия, разврат, роскошь, пресыщение земными благами, искусство, труд ради самого труда. Но ничто не давало сердцу покоя, ничто не приносило безмятежного и прочного счастья. Поняв, что он в жизненном тупике, человек стал разными путями искать истину, порой ценой больших ошибок. И именно в этом поиске он обрел Того, Кто уже давно ищет его самого, просит откликнуться на Свой призыв отеческой любви.
Древние христиане изображали Иисуса Христа в образе легендарного героя Орфея, который великолепной игрой на лире умирял всех, даже злых и хищных животных, и все они собирались к его ногам. Спаситель – Пастырь Добрый, Который оставляет Свое большое стадо и идет искать отбившуюся овечку, похищенную в горах лютым хищником. Отбив у врага найденную овцу, Он на Своих плечах несет ее домой. Отбившаяся овечка – это человек, а хищник – дьявол. Только вернувшись к Богу, человек обретет свободу жить вечно, в нескончаемой радости, согретый Божией любовью.
Чтобы вернуть человека к его призванию и настоящей свободе, Бог замыслил Сам стать Человеком, чтобы люди в Нем увидели Бога и поняли Его, чтобы их сердца услышали дивную музыку Божией любви, чтобы, осознав свое безумное блуждание в мире греха, вернулись в дом своего Отца. Совершить это нужно здесь, на земле, пока есть возможность что-то изменить в своей жизни.
В течение тысячелетий человеческой истории Бог подготавливал мир к принятию Спасителя. Сын Божий не мог стать человеком иначе, как родиться от земной матери. Он идет на землю не для того, чтобы Ему служили люди, а для того, чтобы Самому послужить им. Он смиряется, уничижая Свою славу и достоинство. И родился Он не в царском дворце, а в хлеву. Богочеловек уже в грудном возрасте вынужден был спасать Свою жизнь от врагов, для которых Бог был помехой в жизни.
Мы, христиане, празднуем Рождество Христа Спасителя и как событие всемирно-историческое: Творец стал творением, чтобы спасти людей от бессмыслицы жизни, греха и смерти; и как событие сугубо личное: Христос рождается в глубине каждого человеческого сердца, когда душа и тело наши становятся храмом живущего в нас Бога.
Тогда наша жизнь начинает наполняться небесным светом и Христовой любовью, тогда в сердце начинает звучать дивная музыка Небесного Царства. И пусть по нашей слабости и немощи этот прекрасный голос в душе мы заглушаем суетой и мелочностью жизни, тем не менее, мы верим и знаем, что Бог нас ждет и любит. Христианин об этой любви узнает не только из книг и церковного богослужения. Собственно, и христианином человек становится не тогда, когда поймет слова Христовы, а когда на них трепетно отзовется его собственное сердце.
Иисус Христос родился в пещере, в которой укрывали скот. Не брезгует Он и нашими нечистыми от греха душами. Как родная мать с любовью умоет замаранное дитя, так с отеческой любовью Христос Спаситель идет в оскверненную человеческую душу, чтобы отмыть ее от греха и из убогого сарая сотворить святой, прекрасный храм. Христос хочет и готов это сделать, но дверь в человеческое сердце открывается только изнутри. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3,20), – слышим мы слова Богочеловека в Священном Писании. Вечеря – праздничный ужин. Ведь в душе наступает праздник, когда туда приходит Иисус Христос. И наша задача – услышать призывный стук Спасителя и распахнуть двери своей души навстречу Дорогому Гостю.
Наступает Рождественский пост. Это время духовной подготовки к великому празднику, такой подготовки, когда от встречи с Богомладенцем радостно запоет наша душа и обновится вся наша жизнь. Ожидая дорогого гостя, мы комнату свою выметем и приберем. Также и ожидая рождения Иисуса Христа в нашем сердце, мы должны душу свою очистить покаянием и делами любви: и с близкими примириться, и нуждающемуся помочь, и словом Божиим, и Святым Причащением напитать свою душу. Это нужно для того, чтобы Христос увидел, что мы Его ждем, и дверь нашего сердца для Него открыта. Тогда радость Встречи со Спасителем будет взаимной. Это мы знаем и свято в это верим.
Из книги протоиерея Бориса Балашова «На камне или на песке»,
издательство «Христианская жизнь», Клин, 2009
Фото Юлии Павлюк