Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом
Мф. 2:13-23
Избиение младенцев в Вифлееме. Источник: pravmir.ru
Мы прочитали отрывок из Евангелия о событиях, произошедших после пришествия волхвов. Самыми первыми поклонились Христу вифлеемские пастухи, которым ангел возвестил о рождении Спасителя. Поклонились они Ему в той пещере, где Господь родился, ведь другого места Богу люди дать не смогли.
Со временем Иосиф нашел жилое помещение, и волхвы, последовав за звездой, принесли свои дары Божественному Младенцу уже в доме, а не в пещере. Мы не знаем точного времени, когда произошло это событие, но можно с уверенностью сказать, что это было не ранее сорокового дня от Рождения Христа, потому что потом Иосиф с семьей вынужден был уехать в Египет. С другой стороны, когда Ирод узнал от волхвов примерное время появления звезды, он рассчитал (возможно с запасом) возраст младенцев, которых предстояло умертвить. Исходя из этого, можно сделать вывод, что волхвы приходили к Младенцу Христу в период от сорока дней до двух лет от события Рождества.
Почему Ирод искал возможности убить Богомладенца? Иудея – часть Палестины, в которой правил этот жестокий царь, – довольно небольшая территория. Будучи ставленником Рима, на этой земле он, тем не менее, являлся полновластным хозяином и панически боялся потерять власть. Выяснив у книжников (ученых людей), что по древним пророчествам в Вифлееме из рода Давидова должен был родиться новый царь иудейский, он пригласил восточных мудрецов, чтобы узнать, когда это произошло, и уничтожить конкурента. Сказав, что тоже хочет поклониться родившемуся Спасителю мира, Ирод попросил волхвов разведать точное время и место появления на свет этого Младенца.
Волхвы поверили царю и продолжили свой путь, но оказалось, что они не знают, куда идти дальше. Стемнело, и они могли бы отчаяться, но вновь на небе появилась звезда, чтобы указать дорогу и привести к дому, где находился Младенец Христос. Иногда пытаются объяснить появление звезды с научной точки зрения и говорят о каком-то особенном расположении планет, но это звучит неубедительно. Иоанн Златоуст считал, что это явление некой ангельской силы.
Волхвы поклонились Богомладенцу, остановились где-то на ночлег, и во сне им явился ангел, повелев возвращаться домой уже другим путем – по берегу моря, минуя Иерусалим. В эту же ночь ангел явился Иосифу, сказав, что Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его (Мф. 2:13). Но куда деваться? Они находятся на подвластной Ироду территории, и возвращаться в Галилею – значит идти с Ребенком через Иерусалим, а это громадный риск. Выходом стало бегство на юг, в Египет, где в те времена жило много евреев и можно было найти работу (Иосиф был плотником и строителем).
Ночью, чтобы никто не узнал, в какую сторону они пошли, он срочно собирает Марию и Младенца. Предание сообщает, что с ними был и старший сын Иосифа – Иаков, уже немолодой человек, который во всем помогал отцу. Возможно, где-то они нашли ослика, чтобы Мария с Младенцем могли ехать на нем, и спешно отправились в путь, ориентируясь только по звездам. Ни сам Иосиф, ни его сын, конечно, до конца не понимали, кто такой Христос, но они осознали, что им Богом поручено служение оберегать и растить этого Ребенка.
Давайте подумаем. Бог стал Человеком, Он родился не в хоромах, ведь Ему не нужны никакие земные царства, Он Сам – Царь мира. И когда Христос пришел в этот мир, Бог призывает наиболее достойных людей поклониться Ему: пастухов, Симеона, Анну-пророчицу, а позже – волхвов с их дарами. Эти подарки оказываются необходимы, ведь во время бегства в Египет других средств у семьи не было, а нужно было питаться, где-то жить, пока Иосиф не найдет возможность зарабатывать и содержать своих близких.
Эти люди ставили целью спасти жизнь Христа любой ценой: Дева Мария, Иосиф с Иаковом претерпели многие трудности и лишения, оберегая Божественного Младенца. Но были и те, кто в эти дни отдал за Него свою жизнь: первыми мучениками за Христа стали невинные младенцы.
Поняв, что волхвы разгадали его план и обманули, Ирод в жутком гневе посылает воинов в Вифлеем – уже не искать Младенца, а убить всех детей младше двух лет, в уверенности, что среди них окажется и будущий Царь Иудейский. Кости этих детей до сих пор хранятся в православных храмах Палестины. Великой скорби исполнились сердца матерей и еврейских семей, потерявших своих детей, – может, жизнь не так давно родившегося Спасителя мира дается слишком дорогой ценой? Эти невинные младенцы пострадали за Христа и пребывают с Ним, в Его радости, а как сложилась бы их земная жизнь, если бы они остались живы, мы не знаем. Господь принял их невинную, пусть и неосознанную, жертву, чтобы прославить как святых мучеников в Своем Царстве Небесном!
Святое семейство жило в Египте, пока Иосифу вновь не явился ангел с вестью о смерти Ирода. Тогда они возвращаются на родину, но узнав, что на престоле место Ирода занял не менее жестокий царь Архелай, идут дальше, на север Галилеи, и останавливаются в Назарете. Там проходят детство и юность Христа.
Евангелист Матфей говорит странную фразу: и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется (Мф. 2:23). В Ветхом Завете упоминаются назореи, которые принимали на себя определенные обеты, например, не есть мяса, не пить вина, но здесь речь не об этом. Христос никогда не давал подобных обетов, и в данном случае слово «назорей» употребляется в смысле «назарянин», т. е. житель Назарета.
Странность в том, что таких пророчеств в Библии нет, а евангелист Матфей вроде бы ссылается на древних пророков. Оказывается, слово «Назарет» происходит от «назир» – ветвь, отросток. А в Священном Писании много сказано о том, что Мессия – Спаситель мира – будет потомком царя Давида, как бы отростком, новой ветвью этого дерева, уже срубленного (поскольку потомки царя Давида уже не находятся у власти, лишены всех царских привилегий, хотя гордятся своим происхождением). От этого корня возрастёт иной Царь – именно об этом говорили пророки, и эту мысль подчеркивает евангелист Матфей.
Что же для себя мы можем взять из этого евангельского отрывка? В первую очередь, он ярко показывает нам, что люди считали за счастье поклониться Христу, найти Его для себя, потому что Он – действительно Царь мира и всего Космоса. Но главное, что этот Царь мира стал беспомощным Младенцем и вошел в земную жизнь для того, чтобы нас спасти от греха и смерти! Как сказано в Евангелии: Он спасет людей своих от грехов их (Мф. 1:21). Своих – не только евреев, далеко не все из них оказались для Бога «своими», а тех, кто принял Христа как своего Бога и Спасителя, вошел в Его Церковь, духовно в ней обновляется, побеждает грех и в своем сердце созидает Божье Царство. По слову Господа, Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21).
Во-вторых, надо понять, какая драгоценность – родившийся Христос. Иосиф, Иаков, Дева Мария спасли Его жизнь для всего мира, чтобы миллионы и миллиарды людей обрели через Него спасение и чтобы мы с вами, живущие сейчас, тоже могли это сделать. Да, Он появился на свет более двух тысяч лет назад, но когда в нас загорается огонек веры, тогда в нашем сердце, как в Вифлеемской пещере, рождается Христос! И эту жизнь Христа в нас, пока еще очень маленькую, не охватившую нас всецело, нужно беречь больше своей жизни, потому что Он делает полноценной и наполняет смыслом не только нашу земную жизнь, но и дает нам жизнь вечную, победу над грехом и смертью.
Очень страшно, когда люди, приняв веру, приступая к таинствам, позднее отходят от нее, найдя для себя благовидные предлоги, и остаются без единения со Христом в таинстве Причащения, лишаются Его семьи – Церкви, становятся сиротами в этом мире. Они помнят, что есть Христос, но живую связь с Ним разрывают.
Есть социальные сироты – их сейчас много, и это трагическая сторона нашей жизни – дети, которые оказываются в интернатах, детдомах при живых родителях. 90% из них потом попадает в тюрьмы и колонии, потому что дети не могут нормально расти и развиваться в этих условиях. Так и мы, прерывая связь с Богом, не можем полноценно духовно возрастать, побеждать грех и зло, обрести жизнь вечную и добиться того, чтобы наша земная жизнь была не карикатурной, а цельной, радостной. Она может быть трудной, но непременно светлой, потому что свет Божий несет нам духовную силу. Во Христе мы имеем Отца, Который любит нас, помогает бороться с грехом, идти по жизни, пребывая с нами постоянно, чтобы привести туда, где мы всегда будем вместе с Ним, Божией Матерью и святыми. Поэтому жизнь Христа в нас – самое драгоценное сокровище, которое мы можем приобрести в этом мире и которое нужно беречь и хранить. Аминь.