Image

Ценнее, чем жизнь (проповедь)

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом

Мф. 2:13-23

Избиение младенцев в Вифлееме. Источник: pravmir.ru

Мы прочитали отрывок из Евангелия о событиях, произошедших после пришествия волхвов. Самыми первыми поклонились Христу вифлеемские пастухи, которым ангел возвестил о рождении Спасителя. Поклонились они Ему в той пещере, где Господь родился, ведь другого места Богу люди дать не смогли.

Со временем Иосиф нашел жилое помещение, и волхвы, последовав за звездой, принесли свои дары Божественному Младенцу уже в доме, а не в пещере. Мы не знаем точного времени, когда произошло это событие, но можно с уверенностью сказать, что это было не ранее сорокового дня от Рождения Христа, потому что потом Иосиф с семьей вынужден был уехать в Египет. С другой стороны, когда Ирод узнал от волхвов примерное время появления звезды, он рассчитал (возможно с запасом) возраст младенцев, которых предстояло умертвить. Исходя из этого, можно сделать вывод, что волхвы приходили к Младенцу Христу в период от сорока дней до двух лет от события Рождества.

Почему Ирод искал возможности убить Богомладенца? Иудея – часть Палестины, в которой правил этот жестокий царь, – довольно небольшая территория. Будучи ставленником Рима, на этой земле он, тем не менее, являлся полновластным хозяином и панически боялся потерять власть. Выяснив у книжников (ученых людей), что по древним пророчествам в Вифлееме из рода Давидова должен был родиться новый царь иудейский, он пригласил восточных мудрецов, чтобы узнать, когда это произошло, и уничтожить конкурента. Сказав, что тоже хочет поклониться родившемуся Спасителю мира, Ирод попросил волхвов разведать точное время и место появления на свет этого Младенца.

Волхвы поверили царю и продолжили свой путь, но оказалось, что они не знают, куда идти дальше. Стемнело, и они могли бы отчаяться, но вновь на небе появилась звезда, чтобы указать дорогу и привести к дому, где находился Младенец Христос.  Иногда пытаются объяснить появление звезды с научной точки зрения и говорят о каком-то особенном расположении планет, но это звучит неубедительно. Иоанн Златоуст считал, что это явление некой ангельской силы.

Волхвы поклонились Богомладенцу, остановились где-то на ночлег, и во сне им явился ангел, повелев возвращаться домой уже другим путем – по берегу моря, минуя Иерусалим. В эту же ночь ангел явился Иосифу, сказав, что Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его (Мф. 2:13). Но куда деваться? Они находятся на подвластной Ироду территории, и возвращаться в Галилею – значит идти с Ребенком через Иерусалим, а это громадный риск. Выходом стало бегство на юг, в Египет, где в те времена жило много евреев и можно было найти работу (Иосиф был плотником и строителем).

Ночью, чтобы никто не узнал, в какую сторону они пошли, он срочно собирает Марию и Младенца. Предание сообщает, что с ними был и старший сын Иосифа – Иаков, уже немолодой человек, который во всем помогал отцу. Возможно, где-то они нашли ослика, чтобы Мария с Младенцем могли ехать на нем, и спешно отправились в путь, ориентируясь только по звездам. Ни сам Иосиф, ни его сын, конечно, до конца не понимали, кто такой Христос, но они осознали, что им Богом поручено служение оберегать и растить этого Ребенка.

Давайте подумаем. Бог стал Человеком, Он родился не в хоромах, ведь Ему не нужны никакие земные царства, Он Сам – Царь мира. И когда Христос пришел в этот мир, Бог призывает наиболее достойных людей поклониться Ему: пастухов, Симеона, Анну-пророчицу, а позже – волхвов с их дарами. Эти подарки оказываются необходимы, ведь во время бегства в Египет других средств у семьи не было, а нужно было питаться, где-то жить, пока Иосиф не найдет возможность зарабатывать и содержать своих близких.

Эти люди ставили целью спасти жизнь Христа любой ценой: Дева Мария, Иосиф с Иаковом претерпели многие трудности и лишения, оберегая Божественного Младенца. Но были и те, кто в эти дни отдал за Него свою жизнь: первыми мучениками за Христа стали невинные младенцы.

Поняв, что волхвы разгадали его план и обманули, Ирод в жутком гневе посылает воинов в Вифлеем – уже не искать Младенца, а убить всех детей младше двух лет, в уверенности, что среди них окажется и будущий Царь Иудейский. Кости этих детей до сих пор хранятся в православных храмах Палестины. Великой скорби исполнились сердца матерей и еврейских семей, потерявших своих детей, – может, жизнь не так давно родившегося Спасителя мира дается слишком дорогой ценой? Эти невинные младенцы пострадали за Христа и пребывают с Ним, в Его радости, а как сложилась бы их земная жизнь, если бы они остались живы, мы не знаем. Господь принял их невинную, пусть и неосознанную, жертву, чтобы прославить как святых мучеников в Своем Царстве Небесном!

Святое семейство жило в Египте, пока Иосифу вновь не явился ангел с вестью о смерти Ирода. Тогда они возвращаются на родину, но узнав, что на престоле место Ирода занял не менее жестокий царь Архелай, идут дальше, на север Галилеи, и останавливаются в Назарете. Там проходят детство и юность Христа.

Евангелист Матфей говорит странную фразу: и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется (Мф. 2:23). В Ветхом Завете упоминаются назореи, которые принимали на себя определенные обеты, например, не есть мяса, не пить вина, но здесь речь не об этом. Христос никогда не давал подобных обетов, и в данном случае слово «назорей» употребляется в смысле «назарянин», т. е. житель Назарета.

Странность в том, что таких пророчеств в Библии нет, а евангелист Матфей вроде бы ссылается на древних пророков. Оказывается, слово «Назарет» происходит от «назир» – ветвь, отросток. А в Священном Писании много сказано о том, что Мессия – Спаситель мира – будет потомком царя Давида, как бы отростком, новой ветвью этого дерева, уже срубленного (поскольку потомки царя Давида уже не находятся у власти, лишены всех царских привилегий, хотя гордятся своим происхождением). От этого корня возрастёт иной Царь – именно об этом говорили пророки, и эту мысль подчеркивает евангелист Матфей.

Что же для себя мы можем взять из этого евангельского отрывка? В первую очередь, он ярко показывает нам, что люди считали за счастье поклониться Христу, найти Его для себя, потому что Он – действительно Царь мира и всего Космоса. Но главное, что этот Царь мира стал беспомощным Младенцем и вошел в земную жизнь для того, чтобы нас спасти от греха и смерти! Как сказано в Евангелии: Он спасет людей своих от грехов их (Мф. 1:21). Своих – не только евреев, далеко не все из них оказались для Бога «своими», а тех, кто принял Христа как своего Бога и Спасителя, вошел в Его Церковь, духовно в ней обновляется, побеждает грех и в своем сердце созидает Божье Царство. По слову Господа, Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21).

Во-вторых, надо понять, какая драгоценность – родившийся Христос. Иосиф, Иаков, Дева Мария спасли Его жизнь для всего мира, чтобы миллионы и миллиарды людей обрели через Него спасение и чтобы мы с вами, живущие сейчас, тоже могли это сделать. Да, Он появился на свет более двух тысяч лет назад, но когда в нас загорается огонек веры, тогда в нашем сердце, как в Вифлеемской пещере, рождается Христос! И эту жизнь Христа в нас, пока еще очень маленькую, не охватившую нас всецело, нужно беречь больше своей жизни, потому что Он делает полноценной и наполняет смыслом не только нашу земную жизнь, но и дает нам жизнь вечную, победу над грехом и смертью.

Очень страшно, когда люди, приняв веру, приступая к таинствам, позднее отходят от нее, найдя для себя благовидные предлоги, и остаются без единения со Христом в таинстве Причащения, лишаются Его семьи – Церкви, становятся сиротами в этом мире. Они помнят, что есть Христос, но живую связь с Ним разрывают.

Есть социальные сироты – их сейчас много, и это трагическая сторона нашей жизни – дети, которые оказываются в интернатах, детдомах при живых родителях. 90% из них потом попадает в тюрьмы и колонии, потому что дети не могут нормально расти и развиваться в этих условиях. Так и мы, прерывая связь с Богом, не можем полноценно духовно возрастать, побеждать грех и зло, обрести жизнь вечную и добиться того, чтобы наша земная жизнь была не карикатурной, а цельной, радостной. Она может быть трудной, но непременно светлой, потому что свет Божий несет нам духовную силу. Во Христе мы имеем Отца, Который любит нас, помогает бороться с грехом, идти по жизни, пребывая с нами постоянно, чтобы привести туда, где мы всегда будем вместе с Ним, Божией Матерью и святыми. Поэтому жизнь Христа в нас – самое драгоценное сокровище, которое мы можем приобрести в этом мире и которое нужно беречь и хранить. Аминь.


Последние новости

Слово священномученика Фаддея (Успенского) в день Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого 

«Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко благ обрезует», – вот смысл нынешнего церковного праздника. Обрезание было…

Янв 14, 2025

Анонс епархиальной конференции посвященной противодействию неоязыческой угрозе на Дмитровской земле.

Янв 13, 2025

Мое первое Рождество 

Воспоминаниями делятся протоиерей Борис Балашов и наши постоянные авторы

Янв 11, 2025

Христос раждается, славите!

Как добрый пастырь, оставив в горах девяносто девять овец, идет искать лишь одну овцу заблудшую, так Господу недостаточны…

Янв 7, 2025
Ценнее, чем жизнь (проповедь) — Клин православный